В четверг, 27 мая, администрация президента Барака Обамы обнародовала новую стратегию национальной безопасности США. В 52-страничном документе, направленном в Конгресс, Обама обозначил приоритетные направления, по которым должны развиваться Соединенные Штаты, а также перечислил ключевые задачи, на которых необходимо сосредоточиться американскому правительству. По мнению президента, превосходство Америки в XXI веке "уже не так очевидно" и, чтобы его сохранить, Вашингтону необходимо отказаться от силовых методов решения проблем в пользу дипломатического партнерства со своими союзниками.
Предыстория вопроса
Согласно постановлению Конгресса от 1986 года, глава Белого дома обязан представить законодателям свою стратегию национальной безопасности страны. Предыдущий президент США Джордж Буш делал это дважды - в 2002 и 2006 году. Нынешний американский лидер, Барак Обама, предлагает конгрессменам свое видение национальной доктрины впервые после своего вступления в должность 20 января 2009 года.
По замыслу американских законодателей, стратегия должна четко определить основные направления работы президента и его администрации, формально донести планы главы государства до членов Конгресса, а также проинформировать граждан США о будущей внешней политике правительства. Не следует путать "Стратегию национальной безопасности" (National Security Strategy - NSS) с "Национальной военной стратегией" (National Military Strategy - NMS), или, проще говоря, с военной доктриной США, так как речь идет о двух совершенно разных документах. Первый обозначает внутригосударственные и внешнеполитические задачи США и пути развития страны в самом широком смысле, в то время как во втором основной упор делается на вопросах функционирования вооруженных сил и их модернизации с учетом постоянно меняющихся реалий. В то же время общеизвестно, что военная доктрина является своего рода более конкретным продолжением стратегии национальной безопасности, от ключевых пунктов которой во многом и зависит содержание NMS.
В поисках друга
"Из раза в раз в истории американского народа наступало время перемен. Очевидно, что сейчас один из таких моментов". Таким тезисом начинает свою стратегию Барак Обама. Примечательно, что термины "время перемен" и "переходный период" как нельзя лучше отражают содержание новой национальной стратегии безопасности.
В одном из своих первых рассуждений Обама признает, что Соединенные Штаты находятся в состоянии войны, победа в которой во многом будет зависит от темпов развития американского государства и общества. Говоря о войне, Обама имеет в виду международный терроризм, против которого США (надо заметить, с переменным успехом) борются как на собственной территории, так и за рубежом. В связи с этим президент называет и главного врага США: по его убеждению, это террористическая сеть "Аль-Каеда" и аффилированные с ней преступные группировки. "Мы [США] всегда будем выступать против терроризма и преследовать тех, кто связан с террористической деятельностью", - обещает Барак Обама.
Указывая на "Аль-Каеду" и другие подобные организации, Обама подчеркивает, что США воюют не с представителями определенной религии (в данном случае – с мусульманами), но с терроризмом в целом. Отметим, что о намерениях Вашингтона отказаться от термина "исламский радикализм" было известно еще до официальной публикации стратегии Обамы. По замыслу администрации, отказ от подобных формулировок будет означать преодоление наследия президента Буша, в представлении которого, как известно, терроризм и ислам были неразрывно связаны.
Международный терроризм называется в стратегии Обамы лишь одной из многих угроз американской национальной безопасности, причем, как следует из документа, отнюдь не самой главной. По мнению 44-го президента США, безопасности страны угрожают также и такие явления, как распространение ядерного оружия, экономическая нестабильность, негативные климатические изменения, нарушение демократических устоев. Впервые стратегия национальной безопасности признает потенциальную опасность киберпреступности и "доморощенных" террористов – американских граждан, вступивших в террористические ряды и ведущих подрывную деятельность изнутри.
Далее, говорится в документе, Соединенным Штатам сейчас как никогда ранее важно наладить отношения с ключевыми мировыми государствами. В числе приоритетных партнеров Обама называет Китай, Индию и Россию, а также Бразилию, Южную Африку и Индонезию, в последнее время "усиливших свое влияние". Именно сотрудничество с этими странами, считает Обама, позволит США сохранить лидирующие позиции в стремительно меняющемся мире. Для достижения этой цели, пишет Обама, также крайне важно провести глубокую внутреннюю модернизацию государства - экономическую, моральную и инновационную. Все это поможет США заложить основу для нового мирового порядка, поскольку в отличие от прошлых лет "превосходство Америки уже не так очевидно".
Особое место в своей "Стратегии национальной безопасности" Обама отвел отношениям с Российской Федерацией. Американский президент подчеркивает, что в последнее время Москва вернула себе утраченные было позиции на мировой арене, став полноценным членом международного сообщества, с мнением которого нельзя не считаться. По утверждению Обамы, США заинтересованы в "сильной и процветающей" России, но вместе с тем – и миролюбивой. Обама обещает и дальше развивать взаимовыгодные отношения с РФ, центром которых будет сокращение ядерных арсеналов и нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с экстремизмом, а также экономическое партнерство с целью повышения благосостояния граждан обоих государств. В заключительной части "российского" абзаца президент США высказывает надежду на сотрудничество с РФ на азиатских и европейских рынках, но также отмечает, что Вашингтон будет всеми силами поддерживать независимость и территориальную целостность соседних с Россией государств.
"Буш 2.0", или "Осторожный Обама"
В целом эксперты признали разработанную Обамой "Стратегию национальной безопасности" довольно осторожным документом, в котором нынешний президент постарался избежать категоричных формулировок по тому или иному спорному вопросу. Тем более примечательно, что, как и Джордж Буш, чьи планы отличались гораздо более радикальным подходом и явным уклоном в милитаризм, Обама не смог избежать критики от разных слоев американской политической общественности.
Так, поборники обозначенного Обамой курса перемен упрекнули президента в чрезмерной осторожности, уличив его в излишнем пиетете по отношению к Бушу и его взглядам. По их мнению, в своей стратегии Обама должен был однозначно заявить об отказе от методов Буша (в частности, от возможности упреждающего военного удара), чего нынешний глава государства не сделал. При этом критики "осторожного Обамы" закрывают глаза на неоднократно повторяющийся в "Стратегии-2010" тезис президента о необходимости международного сотрудничества и первоочередности дипломатии при решении тех или иных конфликтных ситуаций. "В определенных ситуациях использование силы необходимо, но о войне мы будет думать только тогда, когда исчерпаем другие варианты и оценим возможные риски такого шага", - указывает Обама в "военной" части своего доклада, подчеркивая, что будет учитывать мнение мирового сообщества при принятии столь радикальных решений.
И тем не менее, Обама действительно не упоминает о возможности (или об отказе от) превентивного удара по странам или формированиям, представляющим потенциальную угрозу для США. Напомним, именно этот пункт стратегии Буша заслужил наиболее резкую критику либерально настроенной общественности, обвинявшей прежнего президента США в приверженности силовым методам разрешения конфликтов. Дальнейшие события показали правоту недоброжелателей Буша: спустя год после публикации его первой национальной стратегии США начали военную кампанию в Ираке, заподозрив режим Саддама Хусейна в создании оружия массового уничтожения.
Журналисты и эксперты, ожидавшие от Обамы более конкретных изменений в стратегии безопасности США, нашли и другие тезисы, практически повторяющие те, что обозначил четырьмя годами ранее Джордж Буш. В частности, Буш также говорил о необходимости международной кооперации и важности нераспространения ядерного оружия, а также подчеркивал, что лидерство Америки не может основываться лишь на военной силе. В своем докладе Обама оперирует схожими понятиями, в связи с чем критики уже окрестили нынешнюю "Стратегию национальной безопасности" облегченным вариантом документа Буша.
Неудовлетворенность стратегией Обамы, естественно, выразили и представители соперничающей с демократами Республиканской партии. По мнению республиканцев, приверженность нынешнего президента дипломатии и упор на международное сотрудничество свидетельствуют о его несостоятельности в военных вопросах и страхе перед принятием решительных мер в том или ином вопросе. Республиканцы (равно как и в целом менее "мирно" настроенные политики и журналисты) не одобрили обозначенного Обамой стремления сначала обсуждать, а потом действовать, заявив, что такой подход может негативно отразиться на обороноспособности США.
В целом, "Стратегия национальной безопасности" Барака Обамы была встречена с такой же осторожностью, с какой президент относился к ее разработке. Американская общественность сошлась во мнении, что Обама предпочел поступательное развитие радикальным переменам, вопреки своим предвыборным обещаниям. Схожий подход Обама применил и в случае с другими волнующими американцев вопросами, в первую очередь - при разработке долгожданной реформы системы здравоохранения. В том документе президент также избежал спорных (но, по мнению многих, необходимых) решений, предпочтя компромисс жестким мерам.
Иными словами, пока что Обама, похоже, не оправдывает свой имидж президента-реформатора, сформированный его громкими предвыборными лозунгами и широко растиражированный прессой и телевидением. Однако нельзя не признать стремление первого темнокожего президента США дать простым американцам так ожидаемые ими перемены. Ведь по крайней мере, как заметил бывший спичрайтер и пресс-секретарь 39-го президента США Джимми Картера Вальтер Шапиро, уже сейчас очевидно, что "Джордж Буш тут больше не живет".
Артур Степанов