Аналитики PriceWaterhouseCoopers 15 июня выпустили объемный доклад, оценивающий состояние индустрии развлечений и медиаотрасли в 48 странах мира. Это уже одиннадцатый подобный ежегодный отчет. Документ носит прогнозный характер и позволяет взглянуть на развитие рынка в период с 2010 по 2014 год.
В PWC полагают, что объем рыночной сущности "развлечения плюс медиа" (E&M) будет расти в среднем на пять процентов в год. К 2014 году он составит 1,7 триллиона долларов вместо 1,3 триллиона в 2009 году.
Больше всего этот рынок в Северной Америке, в прошлом году его объем составил 460 миллиардов долларов. В то же время у индустрии развлечений и медиа в США и примыкающих странах самые низкие темпы роста - 3,9 процента в год. К 2014 году североамериканский E&M будет оцениваться в 558 миллиардов долларов.
Так как развлечения и медиа достаточно разные сферы, доклад PWC - очень разностороннее исследование. Тем не менее, в одном аналитики сходятся. Устойчивый рост и перспективы во всем мире прослеживаются только у онлайнового сегмента в той или иной его форме. Несмотря на то, что некоторые оценки величины рынков могут казаться консервативными, темпы роста внушают надежду, что до 2014 года очередного суперкризиса не предвидится.
В России, например, эксперты PWC оценили рынок интернет-рекламы в 569 миллионов долларов. К 2014 году он вырастет втрое до 1,69 миллиарда долларов. Рост же совокупного рынка развлечений и СМИ в России будет более скромным - около 9,3 процента в год. За пять лет он вырастет с 16,38 до 25,58 миллиарда долларов.
За Россию можно только порадоваться, однако более показательно то, что происходит на гораздо более развитом и крупном американском рынке. Согласно анализу доклада, опубликованному в The Wall Street Journal, задолго до 2014 года интернет станет вторым по величине рекламным носителем в США. Он оттеснит на третье место прессу и будет уступать по рекламным расходам (или доходам - с какой стороны взглянуть) только телевидению.
В 2009 году рекламодатели вложили в интернет 24,2 миллиарда долларов. В том же году, согласно данным Газетной ассоциации Америки, выручка от печатной рекламы рухнула на 28,6 процента до 24,82 миллиарда долларов. Это не значит, что такие темпы падения доходов в прессе сохранятся и в дальнейшем, однако очевидно, что кризис уже практически сравнял шансы прессы и онлайновых ресурсов. Последние тоже просели - но их потери были несравнимы с потерями других сегментов рекламной индустрии.
Согласно PWC, американские газеты и журналы ожидает плавный спад - к 2014 году на них будут тратить лишь 22,3 миллиарда долларов. На интернет же не пожалеют 34,4 миллиарда долларов. Фактически, эти два сегмента через несколько лет поменяются местами.
Столь агрессивное вторжение онлайновой рекламы на чужие территории в PWC объясняют тремя факторами: изменением потребительского поведения, потенциалом рекламного инвентаря в интернете и ростом проникновения интернета в США. Удивительно, но еще в 2005 году к Сети было подключено всего 34 процента американских домохозяйств. Сейчас этот показатель составляет 64 процента. Кроме того, подрастают такие сегменты, как интерактивные медиа и видеореклама. Благодаря ограниченным объемам инвентаря онлайновые телекомпании могут указывать повышенную стоимость рекламы.
Отдельно стоит сказать о мобильной рекламе. В Северной Америке ее объемы невелики и в 2009 году составили 414 миллионов долларов. В 2014 году размер этого рынка достигнет 1,6 миллиарда долларов - то есть объема всего рынка российской интернет-рекламы.
Скорее всего, аналитики даже недооценивают потенциал мобильного рынка, так как ведущим игроком на нем в ближайшее время станет Apple. Ее рекламная система iAd будет использоваться в приложениях для iPhone, iPod touch и iPad. Согласно же данным, опубликованным сразу несколькими компаниями, реклама в iPad в шесть раз эффективнее объявлений, показываемых на настольных компьютерах.
Достаточно сказать, что частота взаимодействия с рекламными блоками iAd составляла от 0,9 до 1,5 процента, а две трети пользователей досматривали рекламный ролик до конца. На обычных компьютерах этот показатель равняется 53 процентам. Так что мобильники и интернет наступают по всем фронтам.
Впрочем, большие онлайновые перспективы не означают, что традиционные медиа внезапно ослабели и поэтому сдают позиции. Скорее, рынок уже начитался газет и журналов до отвала и скоро насмотрится телевизора, но еще лет пять не накликается на баннеры.