Новости партнеров

Не зря съездил

Зубков привезет из Болгарии соглашение по "Южному потоку"

Российско-болгарские экономические отношения последних двух лет напоминают маятник. На одной крайней точке движения маятника написано "строим" (АЭС, нефтепроводы, трубопроводы и прочее), на другой - "не строим". В центре же этой амплитуды стоит премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, который (как кажется из Москвы) никак не может определиться, дружить ему с Россией или нет.

Формально Россия заинтересована в трех проектах на территории Болгарии. Первый можно назвать одним из главных балканских долгостроев - нефтепровод из болгарского Бургаса в греческий Александруполис пытаются проложить с 1990-х годов. Второй проект - моложе, но зато и масштабные: именно Болгария была выбрана как место, в котором газопровод "Южный поток" должен вынырнуть из Черного моря и пуститься по суше едва ли не в десяток европейских стран. Наконец, третий проект также связан с энергетикой - "Росатом" претендует на строительство АЭС в Белене.

Все три проекта обсуждаются уже не один год. И все время позиция Болгарии по ним была весьма расплывчатой. "Единственное, о чем мы просим, это определиться как можно быстрее", - просил Бойко Борисова Владимир Путин в 2009 году, обсуждая "Бургас - Александруполис".

Борисов словам Путина не внял, и неопределенность в отношениях с Болгарией затянулась вплоть до середины 2010 года. Развязка вроде бы наступила 11 июня, когда Бойко Борисов на совещании с послами стран ЕС объявил, что отказывается и от АЭС в Белене, и от нефтепровода в Грецию. В первом случае чиновник посетовал на то, что проект может не окупиться, а во втором - что труба отрицательно скажется на экологии.

Слова Бойко довольно оперативно облетели все российские информагентства, которые приготовились к "симметричному ответу" - российское правительство обычно находит способ "уколоть" страну, отказывающуюся от совместных с ним проектов. Но уже вечером того же 11 июня Борисов опроверг свои собственные слова, заявив, что окончательное решение по трубопроводу еще не принято.

Чтобы понять, что же имел в виду Борисов, Владимир Путин сначала поговорил с ним по телефону, а затем отправил выяснять ситуацию на месте вице-премьера Виктора Зубкова. Этим, как кажется, премьер-министр хотел дать понять, что официальная Москва недовольна позицией Софии. Ведь Виктор Зубков, пусть и был когда-то премьером, для переговоров на самом высшем уровне фигура все-таки незначительная.

Для примера можно посмотреть на то, как в последнее время складываются отношения России и Турции - другого важного игрока на Черном море. В октябре 2009 года Турцию посещал Владимир Путин, а в апреле с местным премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом встречался и президент России Дмитрий Медведев. Это и понятно: стороны уверяют друг друга в том, что являются едва ли не лучшими друзьями. Слова подтверждаются цифрами: Турция в ближайшие годы получит инвестиции из России на 20 миллиардов евро.

В Болгарии столь масштабных соглашений во время визита Зубкова подписывать не планировалось. Более того, в Москве, похоже, тоже начали сомневаться в необходимости вложений в экономику балканской страны. Во всяком случае, глава "Транснефти" Николай Токарев еще в 2009 году писал вице-премьеру Игорю Сечину, что не гарантирует заполняемость нефтепровода "Бургас - Александруполис". А через несколько месяцев Россия решила присоединиться к проекту "Самсун - Джейхан", цель у которого ровно та же, что и у болгарско-греческого проекта: разгрузить Босфорский пролив.

Кстати, примечательно, что в Болгарию полетел не Игорь Сечин, который, по неофициальной информации, отвечает в правительстве в том числе и за нефтяной сектор, а Виктор Зубков, возглавляющий совет директоров "Газпрома". Это может свидетельствовать о том, что самое важное в переговорах - все-таки вопрос о "Южном потоке", а не о "Бургас - Александруполисе".

С чем же Зубков вернется в Москву?

Вроде бы договорились

Если предположить, что обсуждение "Южного потока" действительно было наиболее важным вопросом на переговорах Зубкова и Борисова, то российский премьер может возвращаться в Москву со щитом. Как пишет газета "Коммерсант", болгарский чиновник впервые признал, что поддерживает "Южный поток". "Сейчас между Болгарией и Россией нет нерешенных проблем по 'Южному потоку'", - цитировало 6 июля Борисова агентство Reuters.

Суть достигнутых договоренностей такова: газотранспортная система Болгарии будет включена в "Южный поток", причем все уже построенные трубы останутся в собственности страны, а новые будут принадлежать "Газпрому" и Болгарии на паритетных началах. Совместное предприятие для реализации проекта, как отметил Зубков, будет создано в самое ближайшее время.

Теперь Бойко Борисову, лидеру партии "Граждане за европейское развитие Болгарии", придется объяснять, почему он уступил России. Объяснение это, впрочем, очевидно - "Газпром" ранее начал переговоры о "Южном потоке" с Румынией. Если бы эти переговоры достигли успеха, а болгарские - наоборот, провалились, София могла бы вообще оказаться без газопровода. На вот этой картинке видно, на какие жертвы пришлось бы пойти "Газпрому", если бы он действительно захотел исключить Болгарию из проекта. Но раньше уже много раз отмечалось, что это проект не столько экономический, сколько политический, так что дополнительные затраты "Газпром" могли бы и не смутить.

Другое оправдание Борисова и того проще: под "Южный поток" София хочет выбить скидки на российский газ, об этом уже сообщила пресс-служба правительства Болгарии. Местные чиновники очень хорошо усвоили правило: чем лучше отношения с Россией, тем дешевле газ. Украина, например, свою скидку уже получила, чем Болгария хуже?

Так что Румыния, похоже, осталась не у дел - "дорожную карту" по "Южному потоку" планируется подписать в Москве, по разным данным, либо в ближайший четверг, либо 16 июля.

А тут не договорились

С остальными российскими проектами ситуация гораздо хуже. Например, от нефтепровода "Бургас - Александруполис", видимо, придется отказаться. Бойко Борисов обосновал свое решение исключительно экономическими соображениями. По его подсчетам, строительство нефтепровода принесет стране 35 миллионов евро в год от транзитных ставок, но может поставить под угрозу туристический бизнес, размер которого оценивается в 10 миллиардов евро. Болгарский премьер опасается, что проложенная по морю труба может отпугнуть туристов . В пример он привел ситуацию с аварией в Мексиканском заливе. Правда, этот пример не совсем корректен: в Мексиканском заливе затонула буровая платформа на месторождении, здесь же речь идет о нефтепроводе, аварию на котором устранить гораздо проще.

Так или иначе, но долгострой, видимо, похоронили. С третьим проектом - АЭС в "Белене" - ситуация пока не прояснилась. По словам Зубкова, стороны согласовали "дорожную карту" и по этому проекту, но в ней говорится все то же, что и раньше: необходим европейский инвестор, чтобы финансирование не осуществлялось за счет России - на этом настаивает Болгария.

Попытки найти такого инвестора предпринимались и раньше. Болгария даже договорилась с немецкой RWE, но та в последний момент вышла из проекта. Кроме России, претендентов на АЭС нет, но в Болгарии предпочитают ждать. Стороны договорились согласовать все вопросы в сентябре - к этому времени маятник вновь может качнуться в другую сторону.

Экономика00:02Сегодня

Взяли кэшем

Они обворовали россиян на миллиарды: крупнейшая пирамида последних 20 лет
Экономика00:0314 октября

Ледяная дерзость

Эта страна запугивала НАТО Советским Союзом, а теперь не платит долги
Экономика08:00 8 октября

История одного букета

Ремесленничество пробивает себе дорогу с помощью новых технологий