Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Путь назад есть

Росохранкультуру ждет расформирование

Министр культуры Александр Авдеев предложил главе правительства Владимиру Путину передать функции Росохранкультуры его министерству. Уже полученное, хоть еще и не подтвержденное согласие премьера фактически означает ликвидацию федеральной службы, которая занимается охраной объектов культурного наследия, а также контролем и надзором в сфере авторского права и смежных прав. И упразднение Росохранкультуры означает скорее не то, что памятники останутся без охраны, а то, что затеянная в 2004 году реформа Минкультуры закончилась ничем.

Информация о скорой ликвидации Росохранкультуры впервые появилась в статье "Коммерсанта" "Культуре вменяют охрану", опубликованной в номере от 18 августа. В ней, в частности, говорилось о том, что одной из причин закрытия ведомства стала проверка Счетной палаты, выявившая крайне низкую эффективность его работы. Формулируя мотивы передачи функций Росохранкультуры министерству в письме Владимиру Путину, Александр Авдеев упомянул необходимость "укрепления организационной структуры и кадрового состава".

По данным Счетной палаты, Росохранкультура контролирует всего один процент памятников архитектуры федерального значения, то есть 238 объектов из более чем 23 тысяч, из них - ни одного из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, при том что это одна из основных сфер деятельности службы. Кроме того, аудиторы раскритиковали работу ведомства по выдаче лицензий реставраторам: по их данным, больше половины имеющих разрешение на реставрационную деятельность компаний не соответствуют требованиям закона, в то время как Росохранкультура почти никому в выдаче лицензий не отказывает.

Из неофициальных источников во властных структурах тот же "Коммерсант" узнал, что проверка Счетной палаты может быть лишь предлогом к ликвидации ведомства. К примеру, Росохранкультура осуществляет контроль за программами реставрации и реконструкции, на которые выделяются миллионы рублей. Если эти функции будут переданы Минкультуры, то министерство будет контролировать ход работ, которые само же и заказывает. Также во второй половине сентября Росохранкультура должна подвести итоги конкурса на управление авторскими и смежными правами. В этом конкурсе решается, какая организация будет заниматься сборами отчислений с использования защищенных произведений, а отчисления эти достигают миллиардов рублей в год.

Интереснее (хотя вряд ли важнее) всего, однако, не эти финансовые пятнашки, а комментарий, данный газете одним из сотрудников Счетной палаты. "Придя к выводу, что цели и задачи Росохранкультуры непонятны, а сама служба физически неспособна управлять своими территориальными органами, палата поставила вопрос перед Минкультуры о ее ликвидации", - заявил он. Довольно неожиданно.

Так в чем, собственно говоря, заключаются "цели и задачи" Росохранкультуры? Согласно информации на официальном сайте Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (полное название службы), это охрана культурного наследия, авторского права и смежных прав, а также сопутствующие этому контрольно-надзорные мероприятия и нормативно-правовое регулирование. Кроме того, служба занимается отслеживанием ввоза и вывоза культурных ценностей, причем в Счетной палате убеждены, что именно эта деятельность и составляет основную часть работы Росохранкультуры.

В Росохранкультуре, которую возглавляет 34-летний Александр Кибовский, с этим не согласны. Там утверждают, что под контролем службы находится больше памятников, чем полагает Счетная палата, в том числе 8 из 13 объектов из списка ЮНЕСКО. Кроме того, сотрудники Росохранкультуры справедливо замечают, что претензии по лицензированию реставраторов устарели, так как служба еще до вынесения заключения аудиторов обратилась в правительство с проектом об отмене этой процедуры.

На деле Росохранкультура действительно защищает те памятники, которые может. Ярким примером может служить ситуация с музеем-усадьбой "Архангельское", за который служба борется довольно давно. Большая часть земель музея-усадьбы (общая площадь охранной зоны которого около 600 гектаров) сдано в аренду частным компаниям, и в борьбе с незаконной застройкой территории памятника служба ведет несколько десятков судебных тяжб, часть из которых уже выиграла. Кроме того, Росохранкультура, как и Минкультуры, выступает против строительства в Санкт-Петербурге небоскреба "Охта-центр".

Успехом заканчиваются, однако, не все попытки ведомства бороться с незаконной эксплуатацией памятников. Так, Росохранкультуре не удалось отстоять территорию Казанского кремля, в результате чего построенное рядом с ним здание Министерства сельского хозяйства Татарстана будет введено в строй. Таким же образом неудачей закончилась борьба за усадьбу Шаховских в Москве. Более того, по признанию самого Кибовского, несмотря на работу службы "памятники культурного наследия в России сносятся каждый день".

В регионах, к слову, Росохранкультура вообще практически лишена инструментов влияния. С 2006 года охрана региональных памятников федерального значения возложена на региональные надзорные организации, подотчетные местным властям. Власть ведомства Кибовского распространяется только на то, чтобы согласовывать кандидатуру руководителя, ответственного за охрану памятников. Таким образом, при номинально правильных действиях и наборе функций Росохранкультура все же остается ведомством, которое фактически мало на что способно повлиять. Функционируя внутри министерства, эта служба в общем-то выполняет те же самые функции, не располагая соответствующими ресурсами.

Изначально Росохранкультура задумывалась как служба, основной функцией которой будет именно охрана памятников; планировалось, что ее эффективность будет обеспечена исключительно надзорными функциями, не совмещенными с хозяйственными, как это было до того. Создание ведомства, появившегося совсем недавно - в 2004 году - вызвало положительный отлик, так как специалисты надеялись, что теперь охраной памятников действительно будет кто-то заниматься. Сначала Росохранкультура занималась еще и контролем за СМИ, а в 2007 году к ведомству добавили Россвязьнадзор. Однако такое слияние было признано неудачным, и уже на следующий год ведомство было расформировано, и контроль за СМИ перешел к созданному тогда же Минкомсвязи.

Все эти трансформации происходили на фоне постоянного изменения законодательной базы в области охраны культурного наследия. Таким образом, Кибовский, оказавшись во главе Росохранкультуры два года назад, столкнулся с тем, что поставленные перед службой задачи не всегда возможно выполнить из-за того, что этому парадоксальным образом препятствует закон, как вышло, например, в случае с усадьбой Шуховских. Примечательно, что одной из причин неэффективной работы Росохранкультуры Счетная палата назвала тот факт, что все время своего существования ведомство находилось в процессе преобразования.

В любом случае пока информация об упразднении Росохранкультуры - это не более чем слух. Газеты пишут, что Путин якобы уже подписал подготовленный Авдеевым указ, однако официально это не подтверждено. Даже если это и так, то последнее слово останется за Дмитрием Медведевым. Накануне в Кремле сообщили, что пока вопрос о ликвидации подведомственной Минкультуры службы президентом не рассматривался.

Если Росохранкультура все же будет упразднена, у Минкультуры останется всего одно более-менее самостоятельное агентство - Росархив. Когда-то, в 2004 году, когда министерство было реформировано, их было четыре, в том числе помимо Росархива и Росохранкультуры Роскультура (упразднена в 2008 году) и Роспечать (переподчинено Минкомсвязи в 2008 году). То есть вслед за кино, которым заведовала Роскультура, к министерству вернутся и функции по охране памятников. В таком контексте один из главных вопросов, которые встанут после ликвидации охранного ведомства, заключается в том, сможет ли политическая воля Авдеева изменить ситуацию с памятниками архитектуры к лучшему. Может быть, они хотя бы станут исчезать не так быстро.

Культура12:2924 августа
Hercules & Love Affair

Химия и алхимия

Омолаживающее техно, психоделические ритмы и жесткий эйсид: зачем идти на Gate
КультураПартнерский материал
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Всем на зависть

Эти картины стоят миллионы. Они должны были принадлежать французам, но достались русским