Аркада для Аллы

Arcade Fire и "Песни для Аллы" в обзоре дисков августа

В августовском, усеченном, выпуске не вполне отошедший от каникул обозреватель Ленты.Ру нашел в себе силы оценить целых два альбома: третью номерную пластинку всеобщих любимцев инди-кидов из Монреаля и трибьют от российских рок-н-ролльщиков номинально все еще главной певице страны.

Arcade Fire - The Suburbs

"Выселки" - именно так хочется по-русски именовать третий альбом канадского инди-септета Arcade Fire. Попроще, похлеще и душевнее, чем официозный пригород. В духе самого ансамбля. И более точно отражает место, которое отводится в современном шоу-бизнесе инди-року.

"The Suburbs", несомненно, главный музыкальный альбом ленивого на события августа, что подтверждается хотя бы тем, как лихо он взобрался на вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики. И, надо думать, один из фаворитов всего 2010-го (например, на сайте Metacritic диск уже обосновался на втором месте лучших пластинок года аккурат за сольной работой участника OutKast Биг Боя).

Секрет группы не только в берущих за живое песнях, но и в самих музыкантах. Это семейное предприятие (вместе с лидер-вокалистом Уином Батлером в коллективе играет его жена Реджин и брат Уильям), кучка слегка наивных, но целеустремленных романтиков, вызвавшихся в одиночку тянуть на своем горбу из болота весь инди-рок. Краеугольным камнем в истории Arcade Fire является их искренность. От этого их песни становятся во много раз увереннее и убедительнее. От этого их сразу же признали и вознесли и Дэвид Боуи (спевший с ними), и Боно (использовавший их трек в качестве интродукции на концертах U2). От этого их дебютный альбом "Funeral", рассказывающий об умерших родственниках, моментально был записан в ключевые альбомы всех нулевых.

В музыке Arcade Fire присутствует та магия, которую не объяснить словами и не постичь разумом. Непонятно, почему у тебя побежали мурашки при первых же звуках "Wake Up", откуда вдруг нахлынула волна свежести в припеве "Neighborhood #2 (Laika)" или "Rebellion (Lies)", и почему тебя разрывает на части при прослушивании "Intervention" или "My Body Is A Cage".

На "The Suburbs" группа снова с успехом применяет все свои магические приемы, причем с удвоенной силой, посылая убийственные дуплеты вроде "Ready To Start" - "Modern Man", "Empty Room" - "City With No Children" и "Suburban War" - "Month Of May", когда буквально не хватает воздуха, чтобы передохнуть. И ведь не скажешь, что на альбоме много хитов; он ровен и монолитен, но не отпускает ни на шаг.

Пластинки, подобные этой, служат одновременно эталонами и оправданием всего жанра как такового. Эту музыку принято называть духоподъемной, и ее в пору проигрывать на стадионах для как можно большего количества зрителей. Со своих выселков Arcade Fire снова напоминают нам, что инди-рок это по-прежнему круто, актуально и красиво.

Кстати, рано или поздно любые выселки становятся центром мегаполиса. В случае с Arcade Fire это уже случилось.

"Песни для Аллы"

Грандиозный шоу-бизнесовый (с ударением на слове "бизнес", второе место в списке Forbes не даст соврать) проект под названием "Примадонна российской эстрады покидает сцену" все никак не придет к своему логическому завершению, снимая последние (или очередные?) сливки с богатого на откровения и потрясения творчества. Минувшие весну и лето Алла Борисовна Пугачева занималась рок-трибьютом себе, получившем название "Песни для Аллы" с подзаголовком "Ты молчи, а мы споем". Каверы от рок-музыкантов презентовались на собственной радиостанции певицы, а уже после прозвучали на сборном концерте в Москве и вышли отдельным CD. Что и говорить, идея, которую уже давно пора было осуществить.

Кадровый состав сборника, конечно, изрядно хромает. Причисление к рок-н-роллу групп типа "Звери", "Город 312" и "А-Студио" только потому, что они тоже играют на гитарах, это, простите, подмена понятий. В акциях подобного масштаба, прежде всего, хочется видеть фаворитов молодежи ("Мумий Тролль", "Сплин", "Ляпис Трубецкой") и грандов ("Аквариум", "Чиж и Со", "Чайф"), а никак не "Джанго", "Старого приятеля" и Павла Кашина. То ли грандов не приглашали, то ли они взяли самоотвод - история умалчивает, но приставка "рок" в большинстве случаев явно добавлена с натяжкой.

Впрочем, на этом свойственное музыкальным критикам брюзжание следует прекратить. Поскольку прочие претензии банально отступают перед самим материалом, среди которого есть не одна великая композиция. Фактически участникам трибьюта достаточно было их не испортить, и успех был гарантирован. В результате песни, которыми жили наши родители, скинули налет старомодности, осовременились и зазвучали уместно ровно настолько, чтобы привлечь внимание нового поколения, которое затем, возможно, обратится и к оригиналам.

Интереснее других на компиляции "Песни для Аллы" прозвучали те, кто рвал привычные шаблоны, менял интонации и настроение. Это в первую очередь вездесущий Шнур, сотворивший из "Ста друзей" расслабленный "алка-панк", и дуэт "Ундервуд" ("Все могут короли"), который своими придумками спас не один подобный трибьют. Сразу двух нестандартных прочтений удостоилась композиция "Арлекино", с которой началась карьера Пугачевой - джазового от Валерия Сюткина и блюзового от Евгения Маргулиса (впрочем, оба артиста выступили в свойственной им манере). За бортом - видимо, из-за проблем с авторскими правами, иначе никак и не объяснишь - остались заслуживающие внимания "Знаешь, все еще будет" от Uma2rmaH, "Воздушный змей" от "Би-2" и "Делу время" в исполнении "Несчастного случая".

В сравнении с другими резонансными трибьютами прошлых лет, "Наубумом" и "Машинописью", "Песни для Аллы" ничуть не проигрывают. Впрочем, и тем, и другим, и третьим есть, куда стремиться.