Новости партнеров

Удивительный пазл, или Волшебные фломастеры

"Дети Picasso" о новом альбоме и жизни российских музыкантов за рубежом

Вокалистка "Детей Picasso" Гаянэ Арутюнян. Фото предоставлено группой

Группу "Дети Picasso" не без оснований принято величать гордостью столичной клубной сцены. Хотя популярность коллектива давно уже распространилась за пределы Садового кольца, а сами музыканты и вовсе сменили место прописки, обосновавшись в Будапеште.

"Дети" появились на свет в конце 1990-х годов; костяк группы составили москвичи Карэн и Гаянэ Арутюняны, родные брат с сестрой. По понятным причинам первое время "наследники" великого испанского художника были особенно популярны среди представителей армянской диаспоры. Уже в 2002 году группа пробилась к широким массам, записав для сборника "Dеtский саD. Штаны на лямках" шуточную версию "Песни Красной шапочки". Тогда же вышел успешный дебютный альбом "Месяц улыбок". "Дети", казалось бы, прочно вписались в линию необременительных поп-рок групп, чьи песни с одинаковым успехом могли прозвучать как в эфире "Нашего радио", так и "Европы Плюс".

Однако Арутюняны не пошли по легкому пути, а принялись вовсю экспериментировать, причем с родными корнями. Следующей пластинкой группы стала "Ethnic Experiments", на которой были представлены народные армянские песни в мощных, роковых аранжировках. Третий диск "Глубина", снова на русском, продемонстрировал уход "Детей" в арт-рок. После чего группа внезапно сорвалась в Венгрию, где осталась и выпустила в 2008 году еще один армянский альбом "Turbo Mayrik".

Нынешней осенью "Дети Picasso" возвращаются домой с пятым студийным альбомом "Герда" и его собратом "Каем". 20 сентября диск будет выпущен на лейбле Soyuz Music. 1 октября группа представит альбом в Москве в клубе "Икра", а 2 октября - в Санкт-Петербурге в клубе "Цоколь".

Накануне премьеры музыкальный обозреватель Ленты.Ру пообщался с вокалисткой "Детей Picasso" Гаей Арутюнян и выведал подробности о новом альбоме, а также узнал, каково живется российскому независимому музыканту на чужбине.

- Честно говоря, после вашего отъезда за границу я почти перестал следить за творчеством группы "Дети Picasso". Просто вы вдруг стали далеко, концерты закончились, предыдущий диск в России и вовсе не выходил до недавнего времени. Поэтому прежде позвольте несколько вопросов не о настоящем и будущем, а о прошлом. В принципе, и так понятно, но все же: что вас заставило покинуть Россию и обосноваться в Венгрии?

- Удивительный пазл. Он просто в одночасье весь сложился в единую картинку, и мы сделали то, что должны были сделать. Все вело к этому. У нас появилось к тому времени очень много связей с Будапештом. Несколько музыкальных проектов с венгерскими музыкантами, друзья, готовые поддержать, своя публика и достаточно много европейских предложений по концертам. Мы просто поняли, что уехать будет проще, чем остаться. Возможно даже, это был путь наименьшего сопротивления! Потому что в России судьбы независимых групп, не желающих подчиняться законам шоу-бизнеса, весьма печальные, что и говорить.

- Ранее вы были одной из самых активных московских клубных групп, теперь ваших выступлений на родине приходится ждать годами. Не жалеете о своем выборе? Все ли там получилось так, как хотелось?

- К счастью, о выборе жалеть не приходится. Я, например, полностью убеждена, что останься мы в Москве, и я бы точно оставила музицирование. В Будапеште и в Европе независимая музыка существует и процветает, пока у музыкантов есть ягоды в ягодицах и порох в пороховницах. Дело в том, что государство поддерживает актуальное искусство, в буквальном смысле раздает артистам денюжки в конвертиках на записи альбомов, на съемки клипов, на гастрольные нужды и т.д. В это трудно поверить, но это именно так. Соответственно, в такой благоприятной обстановке групп много хороших и разных, безумно много клубов и концертных площадок, репетиционных баз и студий. У меня чувство развязанных рук - полная свобода! Например, нас пригласили в тур по странам Бенилюкса - мы сели в автобус, поехали! Нет возни с визами и прочим. Нас позвали в Скандинавию для сотрудничества с норвежскими музыкантами - мы полетели! Захотели и пригласили на запись Алекса Хаке из Einsturzende Neubauten или Николу Секуловича из Laibach, а захотели - и сами приняли приглашение по студийной работе, и все! Можно все! Только успевай.

- Популярность "Детей Пикассо" в Европе больше, чем в России? Насколько вы там востребованы? Как по-вашему, где у вас больше поклонников? Ваша концертная деятельность не ограничивается Венгрией?

- Востребованность в Европе точно больше. Просто я не знаю, чем измерить популярность. Узнают на улице? Да. Показывают по телеку? Да. Приходят на концерты? Да. Подпевают песни? Да. Разве что автографы не просят - не принято. И слава Богу. Мне кажется, мы за 3 года объездили практически всю Европу от Хорватии, Чехии, Словакии, Польши, Германии до Португалии, Великобритании, стран Бенилюкса и даже Норвегии... В США не долетели лишь по визовым заморочкам. У нас были целые периоды, когда мы не распаковывали концертные чемоданы - до того был плотный график.

Конечно же, в городах, где играешь впервые, публика не подготовленная и не всегда получается сразу же головокружительный успех, а точнее, всегда не сразу, не стану преувеличивать. Так было и на первых концертах в Будапеште, но промоутеры и организаторы, видя в группе потенциал, сразу выдавали "кредит доверия" и после первых же выступлений ставили нас в прайм-тайм на достойнейшие площадки крутейших фестивалей. Так и закалялись. Но, признаюсь, играть для своей родной, знающей тебя с пеленок публики в Москве и Питере - ни с чем не сравнимое удовольствие! А самое смешное, что та популярность, которая у нас была в России в целом, не очень адекватная. Многие знают нас по шуточной песенке из детского фильма, просто потому, что она ротировалась в СМИ. Хотя после этого мы записали и создали достаточно много интересного, все равно "Дети" в массовом сознании остались тем, что было 100 лет назад в эфирах! Разве это не абсурдная популярность?! И на кой черт, извините, она нужна?!

И еще маленькая ремарочка. В Европе все близко, от Будапешта, где мы обосновались, за 2 часа можно доехать до Вены или Братиславы, за 3 - до Загреба, за 5 - до Белграда или Любляны, а через 6-8 часов можно оказаться в Северной Италии, либо в Баварии. В России же эти расстояния, мягко говоря, другие, и наши выезды были намного дороже. Да и кроме Москвы и Питера выступать особо негде. Конечно, есть города, где есть публика, есть организаторы, но нет нормальных площадок или нужной для нормального концерта инфраструктуры. Например, в прошлом году мы решили на 10-летие группы кроме обычного маршрута - Москва и Питер - заехать в Казань. Организаторы в Казани оказались не слишком порядочными, и концерт был отменен за день до выступления! При этом наши поклонники решили, что это группа отменила концерт. В Европе такая ситуация совершенно недопустима.

- Что вдохновило вас на возвращение к русскоязычному материалу? Означает ли выход русскоязычного альбома переориентировку на родные пенаты? Не планируете вернуться назад или хотя бы провести полномасштабный российский тур?

- Мы никогда не открепляли от себя саму идею русскоязычной программы. В данный момент для нас это наиболее интересная тема. Ведь армянские народные песни - это то, что наше по определению, это от наших корней, по крови. А русскоязычные - это наше очень личное, от сердца, поэтому эти две слишком разные ипостаси каким-то странным образом до сих пор уживались внутри одной группы. Мы знали, что записать в Европе русскоязычный альбом означает чуть-чуть подпилить сук, на котором сидим, но как мы могли поступить по-другому?! Песни же пришли! Это не значит, что мы переориентировались на родные пенаты, это значит только, что в ущерб логике мы идем на поводу у музыки, которая стучится к нам. То есть, пускаем, добро пожаловать! После этого двойника "Герда" и "Кай" мы совсем не планируем гастроли по России.

- Новую пластинку вы писали вместе с музыкантами Einsturzende Neubauten и Laibach, а также Владимиром Волковым. Каким образом вас вместе свела судьба? Будет ли кто-нибудь из них принимать участие в туре в поддержку альбома?

- Когда я была маленькая, мама купила мне фломастеры. В упаковке было 4 штуки – красный, зеленый, синий и желтый. Я много рисовала. А потом через год она купила мне упаковку из 24 фломастеров, и у меня пошла кругом голова от счастья! Там были всевозможные полутона, о которых я и мечтать не могла... Эта история повторилась. Живя в Москве, мы играли музыку, варились в своей каше и не знали, что можно расширить палитру за счет гениальных музыкантов, живущих за тридевять земель. А оказавшись в самом сердце Европы, мы просто написали очень короткие письма со ссылками на наш MySpace нескольким музыкантам, старше, мудрее и опытнее нас... без особых ожиданий. Но ответы пришли сразу и все положительные! И начался процесс. И я почувствовала, как в детстве, что у нас в распоряжении много фломастеров совершенно волшебных! И так же, как в детстве, было недоумение, неужели это возможно?! То есть привлекать к студийной работе музыкантов такого уровня, не оперируя огромными суммами денег?! Так и получилось, мы смогли записать альбом с Алексом Хаке из Einsturzende Neubauten и Николой Секуловичем из старого и культового состава Laibach, потому что их заинтересовал сам материал! Конечно, это очень занятые люди, и пока о совместных турах речь не идет. А с Володей Волковым смешная история.
Мы дружим почти 10 лет и ни разу не пробовали сделать что-то вместе, и только сейчас это пришло нам в голову! И он прилетел к нам на несколько дней. Его участия больше во второй версии альбома "Кай". Помимо них в записи принимали участие наши очень близкие друзья из норвежской группы Schtimm (песня "Норвежская рыба"), с которыми в будущем планируем записать совсем иной, новый проект, не в рамках "Детей Picasso". В треке "Герда" на трубе играет знаменитый молодой трубач Барабаш Леринц (Barabas Lorinc Eklektric), а в песню "Авианосцы" мы пригласили фри-джазовых музыкантов - нашего старого друга, венгерского саксофониста Иштвана Гренчо и голландского тромбониста Ханса фон Флита. Не обошлось и без экзотических инструментов - в треке "Мария" играет арфистка Анастасия Разваляева, а на версии альбома "Кай" будапештский перкуссионист Мартон Такач играет соло на челюсти осла.

- Поясните насчет новой пластинки. Она будет двойной, но вторая ее часть в продажу не поступит и будет распространяться только на концертах и в интернете. И, как явствует из пресс-релиза, "Герда" и "Кай" будут практически идентичны по треклисту, двумя версиями одного и того же. Что это, необязательное приложение или как? Одной пластинки будет достаточно или всю концепцию и глубину замысла не оценить без цифрового собрата?

- Это двойник, но разъединенный на два издания. "Герда" выйдет на "Союзе" в России, а "Кай" - на деревянных флэшках в Будапеште. Причем кроме "Кая" на флэшке будет также и концертное видео "Live in Budapest" и еще кое-какие бонусы. К сожалению, "Кай" выйдет супер-ограниченным тиражом, поэтому его можно будет найти только на наших концертах. В рабочем проекте мы обозначали этот двойник как мужскую и женскую версию одного альбома, а потом Алекс Хаке рассказал мне, что у Милорада Павича также есть одна книга в женском и мужском варианте, и мы передумали и сделали их сезонными. "Герда" осенне-весенняя, "Кай" зимне-летний. Мы, конечно же, рекомендуем слушать оба альбома обязательно, но по хронологии! Сначала "Герда", потом "Кай".

- Откуда вдруг появился Андерсен? Кто еще вдохновлял вас во время записи этого альбома?

- Поэзия, поэзия, поэзия и любовь! Серебряный век – это то, с чего мы начинали 10 лет назад, и то, что будоражит по сей день. Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Заболоцкий, Поплавский.

- Расскажите о нынешнем составе группы, он ведь несколько изменился по сравнению с московским.

- Мы очень сильно любим наш первый состав. Это было незабываемое время. Но настал период взросления и ответственности не только за себя, поэтому наш басист Лелик Филиппик и виолончелист Вадик Кузнецов выбрали путь создания семьи и переориентировки на стабильность, и это достойно уважения! И, кстати, к разговору о пазлах, это случилось прямо перед нашей передислокацией в Будапешт. Поэтому с нами сейчас играют ослепительный венгерский басист Арпад Вайдович и виртуозная альтистка Элина Хачатурян, которая поступила на повышение квалификации в будапештскую музыкальную Академию имени Листа и живет в Будапеште.

Карэн и Гая Арутюняны
Карэн и Гая Арутюняны

- В 2006-м Гая и Карэн представили публике интересный электронный сайд-проект Noiz Orchestra. Он уже окончательно предан забвению или можно ожидать его возрождения и нового альбома?

- Этот проект был создан с московским электронщиком Рихтером и будапештским духовиком Иштваном Гренчо. Удивительно, но нас до сих пор приглашают с концертами после того, как мы несколько лет назад играли в Венгрии и в Австрии на авангардных фестивалях. Но Рихтер живет в Москве, поэтому пока не представляется возможным возобновить этот проект, хотя я его обожаю! Мы сделаем это только в том случае, если найдем замену такой одиозной фигуре, как Илья Рихтер, но это вряд ли.

- Есть ли у участников группы еще побочные проекты? Планируются ли какие-либо совместные записи с нашими артистами, например, наподобие совместного сингла с "…и Друг Мой Грузовик"?

- Мы уже достаточно давно сотрудничаем с монстрами эйсид-рока группой Masfel, а из новеньких - проект с норвежскими музыкантами из группы Schtimm. Кроме того, довелось играть, и очень весело, с берлинской группой Rotfront, думаю, это тоже история с продолжением, потому что мы в восторге друг от друга! Недавно я записывала голос для музыкальной инсталяции, основанной на письмах Франца Кафки и исполненной в редком на сегодня жанре мелодекламации для известного современного композитора-минималиста Тибора Семзе.

- Есть ли желание снова вернуться к армянскому фольклору и записать еще один альбом на его основе?

- Да, обязательно! Рано или поздно мы сделаем это, но на этот раз что-то совсем иное. Эмбиентное и монолитное.

- Можно ли будет услышать на ваших концертах что-нибудь из раннего репертуара, с которым вы снискали популярность? Очень интересно послушать, как теперь звучат песни с первого, второго альбома или, например, мой личный фаворит "Солнцу снятся санки", который толком нигде не издавался.

- Спасибо, что помните такие "артефактовые" песни. Мы как раз сейчас думаем над программой презентаций, потому что за 10 лет набралось много достойных треков. Но мы обязательно сыграем песни и с первого и с других альбомов. И обязательно будут премьеры!

- Вы остаетесь российской группой или вас впору называть космополитами, не привязываясь к географии?

- Остренький вопрос! Скорее второе.

- Следите ли вы за событиями в России: в музыке, в обществе, в политике? Что-то вызывает у вас отклик?

- Стали следить последний год, когда наши друзья в один голос заговорили, что дело совсем плохо... Беспредельная халатность чиновников и что-то похожее на пост-тоталитаризм отравляет жизнь всем и вся. Но мы люди аполитичные, не внедряемся в тему. А музыку оставлю без комментариев. Скажу только, что 10 лет назад было явно поинтереснее. Мой друг Саша Коновалов подарил мне на днях пластинку Нойза МС - талантливый дядя, ничего не скажешь, а вот после прослушивания антидепрессантики-то употреблять приходится! Но такой чел, как Нойз, необходим столичному обществу, он хотя бы не ссыт - не побоюсь этого слова!

- Ну и напоследок меломанский вопрос. Назовите свои самые любимые записи, на которых вы выросли, и самые запомнившиеся из современных.

- Из моих личных фаворитов детства могу назвать АC/DC, Pearl Jam, Dead Can Dance, Пи Джей Харви, Роберт Фрипп, Type O Negative, Тори Эймос, Recoil, Moscow Art Trio, Петр Мамонов, Братья Улыбайтe. Наш барабанщик, например, большой поклонник творчества Игги Попа - когда только может, ходит на все его концерты. Как это ни прозвучит абсурдно, но мой брат Карэн стал играть на гитаре под влиянием немецких хэви-металлических групп типа Accept. Из последних открытий у меня в топе Wildbirds and Peacedrums, Bat for Lashes, Rocket to the sky, Little Dragon, Jose Gonzales, The Dead Weather, The Whitest Boy Alive; из наших по прежнему люблю Markscheider Kunst, Zventa Sventana, "Вежливый отказ" и всевозможные экзерцисы от Владимира Волкова и Леонида Федорова.

- Спасибо за беседу. Удачных выступлений!

Культура15:3430 января

Можно плакать

Работала с Мадонной, скрывала личность и выпустила революционный альбом — умерла артистка Sophie