В начале ноября глава Росгидромета Александр Фролов рассказал о том, что на обеспечение интересов РФ в Антарктике к 2013 году планируется потратить 5-6 миллиардов рублей. К 2020 году затраты по этой статье могут достичь 30 миллиардов рублей. Финансироваться антарктические интересы России будут в основном из федерального бюджета.
Ответ на вопрос о том, куда пойдут эти деньги, можно найти в утвержденном правительством документе под названием Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу. Под "более отдаленной перспективой", судя по всему, имеется в виду 2030 год. По крайней мере, в 27-страничном документе описаны планы работ в Антарктике как раз до этого срока. Но о примерных затратах на период с 2020 по 2030 год Александр Фролов говорить не стал. Возможно, специалисты пока просто не берутся их оценивать.
Согласно стратегии, в вышеупомянутые 5-6 миллиардов рублей должны уложиться затраты на завершение строительства и ввод в эксплуатацию нового научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции. В настоящее время все задачи Российской антарктической экспедиции выполняет одно судно -"Академик Александр Карпинский", чего, с точки зрения авторов стратегии, недостаточно даже для вывоза со станций и полевых баз отходов деятельности предыдущих и действующих экспедиций. Строительством будет заниматься Федеральное агентство по недропользованию. Оно же в следующие два года обеспечит Российской антарктической экспедиции еще одно судно. А судно "Академик Александр Карпинский" подвергнут модернизации.
В список планов РФ в Антарктике входит также модернизация действующих геологических и метеорологических баз, строительство новых объектов, проектирование и создание необходимого в условиях этой местности оборудования и новой техники (например, самолета Ил-114-100Т на колесно-лыжном шасси).
На антарктическом материковом шельфе находятся богатые (возможно, колоссальные) запасы полезных ископаемых, включая углеводороды. Так что как для России, так и для других стран, заявляющих о своих правах на участки шельфа, Антарктика в потенциале представляет не только научные интересы.
Однако юридически добыча полезных ископаемых в Антарктике в настоящее время невозможна. Дело в том, что в соответствии с Протоколом по охране окружающей среды, в регионе запрещены любые работы, связанные с разработкой полезных ископаемых, кроме научных исследований. Как объяснял в феврале 2010 года в интервью изданию "Эхо планеты" начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин, начать добычу можно лишь в том случае, если страны - участники Договора об Антарктике откажутся от Протокола, а затем доработают, примут и ратифицируют Конвенцию о регулировании деятельности по добыче минеральных ресурсов Антарктики. Попытка ратифицировать такой документ предпринималась еще в 1988 году, но тогда Конвенцию заблокировали Франция и Австралия.
Государства, входящие в Договор об Антарктике, однако, не оставляют надежды вернуться к вопросу о разработке месторождений. На это, в частности, указывают попытки раздела территорий шельфа. Если запрет на добычу ископаемых в Антарктике будет снят, вокруг южного континента может сложиться ситуация, аналогичная переделу арктического шельфа. Не случайно в Стратегии развития деятельности РФ в Антарктике в качестве первой цели фигурирует "предотвращение возможного возникновения очагов международной напряженности".
Тем не менее, Стратегия направлена не только и не столько на потенциальные будущие работы по добыче минеральных ресурсов (месторождения пока планируется изучать). В водах Антарктики много рыбы и антарктического криля, которые являются ценными биологическими морскими ресурсами. Согласно документу, за последнее десятилетие доля добытых Россией в Антарктике ресурсов по отношению к общему объему российского рыболовства заметно снизилась, в то время как биологические нормы позволяют не только РФ, но другим государствам увеличивать объем добычи и развивать рыболовный промысел.
Наконец, второй комплекс задач связан с тем, для чего, по замыслу участников договора, и должен в первую очередь использоваться континент - с различными научными исследованиями. Не на последнем месте здесь изучение изменений климата, поскольку Антарктика является практически идеальным местом наблюдений за тенденциями в этой области: здесь сведено к минимуму влияние деятельности человека. Кроме того, в Антарктике планируется развернуть сеть контрольных станций для развития системы ГЛОНАСС. Существующие объекты инфраструктуры также должны быть использованы для наземного обеспечения космических проектов.
Спектр задач, для решения которых российским ученым жизненно необходим антарктический потенциал, очень широк: начиная с изучения геологической истории континента вплоть до его оледенения и заканчивая "поисками живых организмов на других объектах Солнечной системы". И не исключено, что жизнь в пределах Солнечной системы будет обнаружена раньше, чем начнется разработка антарктических месторождений.