Дело чести Подмосковного журналиста обвинили в симуляции нападения на самого себя

Подмосковное издание "Жуковские вести" решило провести собственное расследование истории с нападением на своего сотрудника Анатолия Адамчука. Он был избит и оказался в больнице с сотрясением мозга. Однако следователи уверяют, что журналист сам заказал нападение и уже найдены его исполнители, которые во всем признались.

Инцидент с Адамчуком произошел спустя два дня после покушения на корреспондента газеты "Коммерсант" Олега Кашина. К этому моменту тема нападений на журналистов уже вышла в топы "Яндекса" и на экраны федеральных телеканалов, так что очередное избиение представителя СМИ, тем более пишущего на горячие темы, сразу привлекло к себе всеобщее внимание. Вновь пошли разговоры о том, что в стране окончательно сложилась тенденция, когда лучшим средством борьбы с разоблачителями становится арматура или бита, а то и пуля.

Но если в истории с Кашиным правоохранительные органы сразу взяли под козырек и принялись чуть ли не в прямом эфире расследовать это преступление (за пять дней поменяли три следственные группы, и дело ушло в итоге с районного уровня на федеральный), то в Жуковском все было тихо буквально до последнего дня. Возможно, это объяснялось тем, что "Жуковские вести" - не "Коммерсант" по масштабу и влиянию, а также тем, что полученные Адамчуком травмы, к счастью для него, не идут ни в какое сравнение с повреждениями, нанесенными Кашину.

В ночь на понедельник, 8 ноября, Адамчук вышел из редакции. Во дворе, по его словам, его подстерегли двое неизвестных. Они ударили журналиста по голове, а когда тот упал, добавили пару ударов по лицу и быстро скрылись, прихватив с собой флешку с редакционными материалами, которая была у жертвы в наружном кармане.

Придя в себя, Адамчук отправился в медучреждение снимать побои и написал заявление в милицию о нападении. Ему оказали первую помощь, зафиксировав гематомы на лице и легкое сотрясение мозга, и отпустили домой. Однако днем Адамчук почувствовал себя плохо, и его поместили в больницу.

Тем временем милиция завела дело о грабеже, хотя сам пострадавший не считает нападение ограблением, а полагает, что ему решили отомстить за одну из публикаций. Адамчук писал на экологические и политические темы. В частности, он выступал в защиту местного леса, который хотят вырубить, чтобы построить автотрассу к месту проведения международного авиасалона. Также он писал о том, что областное министерство образования выпустило ведомственную разнарядку об отправке учащихся ПТУ на митинг прокремлевских движений в Москве.

Вечером 9 ноября в больничную палату к Адамчуку пришли двое сотрудников местного ОВД, которым он давал показания раньше. Журналист утверждает, что их появление было неожиданным и произошло уже после отбоя. Посетители, по его словам, начали расспрашивать Адамчука, не сам ли он себя избил, не просил ли кого об этом. Потерпевший, слегка оторопевший от такого поворота событий, отказался продолжать разговор и попросил визитеров покинуть палату. Однако в этот момент дверь открылась, и появились еще несколько человек в штатском с видеокамерами, позднее представившиеся сотрудниками милицейской пресс-службы. Адамчук бросился звонить коллегам и попросил дежурную медсестру вызвать лечащего врача и заведующего отделением больницы. Увидев такой оборот, милиционеры ретировались.

Утром 10 ноября в СМИ появилось заявление Адамчука о попытках оказать на него давление. Спустя несколько часов ГУВД Подмосковья опубликовало свою версию, согласно которой журналист сам срежиссировал и организовал собственное избиение. В сообщении говорится, что участники нападения - два подростка - были задержаны и дали признательные показания. Старший из них, 19-летний учащийся ПТУ, оказывается, был знаком с Адамчуком: он играл в драмкружке, которым руководил журналист.

Задержанный Денис Клоков. Кадр "Первого канала"

Задержанный Денис Клоков. Кадр "Первого канала"

Lenta.ru

По милицейской версии, журналист попросил своего знакомого организовать символическое избиение и пообещал за услуги тысячу рублей. Юный актер обратился за помощью к 18-летнему начинающему кикбоксеру, с которым они и нанесли заказчику легкие повреждения. Милиционеры пообещали продолжить расследование с учетом выяснившихся подробностей, а анонимный источник в МВД намекнул, что журналисту грозит статья о заведомо ложном доносе и шесть лет колонии.

Адамчук назвал провокацией утверждения о том, что нападение на него было симуляцией, а в милиции пообещали в ближайшее время предоставить доказательства своих слов. Вечером 10 ноября на "Первом канале" вышел сюжет, в котором была продемонстрирована видеозапись показаний подозреваемых. Один из них, Денис Клоков, говорит на камеру: "Он сказал, что ему нужно найти человека, который сможет нанести ему телесные повреждения. Об этой просьбе он меня попросил, он ничего особенного не обещал, только вот если тысячу рублей там, денег, то есть, за то, чтобы вот нанести телесные повреждения. А больше ничего". По словам второго задержанного Александра Киселева, Адамчук попросил сильно не бить и, получив два удара, сказал, что этого достаточно.

Адамчук по телефону заявил "Первому каналу", что он знаком с одним из задержанных, с которым дружит и недавно встречался. По всей видимости, речь идет как раз об участнике драмкружка. Второй подросток, по словам Адамчука, ему не знаком. Журналист еще раз подтвердил, что считает все происходящее провокацией.

Последним шагом со стороны Адамчука стало заявление в прокуратуру и управление собственной безопасности ГУВД Подмосковья о попытке оказать на него давление.

В этом деле остается слишком много неясного. Если Адамчук действительно пошел на инсценировку, то непонятно, зачем ему это нужно. Он находится на хорошем счету в редакции, его материалы востребованы. В то же время так и осталось непонятно, запомнил ли он нападавших, а также что именно он отрицает: то ли то, что именно задержанные милицией молодые люди били его, то ли только сам факт инсценировки.

В действиях милиции тоже не все ясно. Сначала там заявили, что медосвидетельствование, проведенное сразу после нападения, выявило у Адамчука тяжелую степень опьянения. А теперь говорят, что мертвецки пьяный журналист якобы руководил нападением на себя. Также ничего не говорится о том, когда и при каких обстоятельствах Адамчук предложил избить себя.

На фоне последних событий, то есть уже упомянутого избиения Кашина и случившегося примерно в те же дни нападения на эколога из Химок Константина Фетисова (оба пострадавших находятся в коме), происшествие с Адамчуком грозит обернуться трагифарсом. На кону стоит нечто большее, чем просто репутация подмосковного журналиста. Если версия милиции окажется правильной, то действия Адамчука бросят тень на всех избитых, а то и убитых журналистов, давая повод злым языкам для сплетен. Если же выяснятся факты фабрикации дела об инсценировке, то это, очевидно, инициатива не только местных милиционеров из Жуковского - ведь их версию озвучило областное управление МВД, а разоблачительный сюжет вышел в прайм-тайм на федеральном канале.

В этих обстоятельствах взвешенную и рассудительную позицию занял творческий коллектив "Жуковских вестей". Главный редактор газеты Наталья Знаменская пообещала провести собственное расследование и рассказать читателям правду, какой бы она ни оказалась, потому что для настоящего журналиста докопаться до истины - дело чести.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше