Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Тур без капитала

Российский туроператор оказался на грани банкротства

Российская туриндустрия второй раз за год переживает нелегкие времена. И если в первом случае проблема носила глобальный и природный характер - шалил исландский вулкан Эйяфьятлайокудль, то сейчас ответственность за происходящее лежит на конкретных людях. Одна из крупнейших туристических компаний в России - "Капитал Тур", оказавшаяся в тяжелом финансовом положении, 17 ноября временно приостановила свою деятельность, поставив тем самым под удар тысячи клиентов.

О том, что у компании "Капитал Тур" финансовые трудности, доподлинно стало известно 15 ноября, когда газета "Коммерсант" сообщила, что у оператора заблокированы банковские счета. Потом выяснилось, что на рынке о проблемах компании с кредиторами знали как минимум с осени этого года. Однако тогда сами банки уверяли, что причин для волнения нет.

Несмотря на оптимистичные настроения, задолженность туроператора перед девятью финансовыми организациями продолжала расти и к началу ноября достигла 1,3 миллиарда рублей. Среди банков, предоставивших "Капитал Туру" средства, оказались Мастер-банк, крупнейший кредитор оператора, "Глобэкс", МФК, Росбанк, а также Московский кредитный банк (МКБ). Долг последнему, по уточненным данным, составил 40 миллионов рублей.

МКБ выдал кредит туристической компании на шесть месяцев со сроком погашения до 1 ноября текущего года. Однако к назначенному времени "Капитал Тур" не смог вернуть деньги. Как сообщила пресс-служба банка "Ленте.ру", МКБ предложил туроператору пролонгировать кредит до конца января 2011 года, если тот согласится частично погасить задолженность. "Капитал Тур" отказался от условий МКБ, после чего финансовая организация обратилась в суд, чтобы добиться ареста банковских счетов компании.

Счета "Капитал Тура", открытые в МКБ и других банках, были заблокированы 12 ноября. Как стало известно позднее, в этот же день с первыми проблемами столкнулись туристы, которые не смогли вылететь на отдых из-за неоплаченных билетов.

16 ноября генеральный директор компании Инна Бельтюкова опубликовала на сайте "Капитал Тура" официальное заявление о том, что с 17 числа оператор временно приостанавливает свою деятельность. В сообщении подчеркивалось, что компания вынуждена пойти на такие меры из-за ареста банковских счетов и невозможности перевода денег за туры и билеты. Кроме того, Бельтюкова отметила, что ведутся активные переговоры с банками-кредиторами.

Уже 16 ноября стало известно, что МКБ согласился пойти навстречу оператору и разблокировать счета. Сама Бельтюкова рассказала, что вечером 15 ноября компания договорилась с некоторыми банками о пролонгации кредитов, а с МКБ - об отзыве иска. Тогда же сообщалось, что с момента отзыва иска должно пройти несколько дней, чтобы со счетов сняли арест. Однако, по данным пресс-службы МКБ, счета компании, открытые там и в Мастер-банке, были разблокированы в тот же день - то есть 16 ноября.

Главной же проблемой для оператора оказались не арестованные счета, а отсутствие оборотных средств. Гендиректор, проводившая все эти дни переговоры с пулом старых кредиторов, тут же начала искать новых. 18 ноября "Коммерсант" со ссылкой на свои источники сообщил, что выдать новый кредит и помочь туроператору готов Альфа-банк. По данным издания, в качестве обеспечения кредита кредитная организация должна получить долю в "Капитал Туре". Представители обеих структур эту информацию не подтвердили.

По последней информации, туроператора решил спасти "Международный финансовый клуб" Михаила Прохорова и пула других инвесторов, которые выкупят компанию, находящуюся на грани банкротства, за 15 миллионов долларов. По словам источника РИА Новости из МФК, сделка состоится, когда на нее дадут добро все оставшиеся кредиторы "Капитал Тура". Это сообщение подтвердила и Бельтюкова, заявившая, что сделка поможет компании почувствовать "стабильность и уверенность в бизнесе".

Как сообщает "Интерфакс", 18 ноября в 15:00 банки-кредиторы разблокировали счета туроператора "Капитал Тур".

Туристы

Намного более противоречивая и неточная информация поступала все эти дни о туристах "Капитал Тура". Так, по данным некоторых СМИ, 12 числа не смогли улететь на Кипр около 100 человек. По данным "Туринфо", проблемы возникли и у туристов, направлявшихся в Барселону и Дубай. Однако Бельтюкова опровергла эту информацию, отметив, что из страны не смогли вылететь всего 9 человек из-за технической неполадки, но все они улетели на следующий день.

По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики, в настоящий момент за границей находятся около 4 тысяч клиентов "Капитал Тура". По информации самого оператора, появившейся на его сайте, 18 ноября за рубежом были только 2400 человек, при этом 302 в этот день должны были вернуться в Россию.

Тем временем рабочая группа Общественной палаты по защите прав россиян за рубежом открыла "горячую линию" для туристов, у которых могут возникнуть трудности из-за неоплаченных гостиниц или билетов. Известно, что "Аэрофлот" согласился вывезти туристов "Капитал Тура" раньше даты, которая указана в билетах, если вдруг отдыхающих начнут выселять из отелей. При этом перевозчик подчеркнул, что может это сделать только при наличии у туристов авиабилетов.

В министерстве также сообщили, что на данный момент оператор продал 8323 тура на ближайшие месяцы, включая Новый год и праздники. При этом, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, количество путевок, проданных до февраля, исчисляется десятками тысяч. В случае банкротства компании пострадали бы 20-30 тысяч человек.

Известно, что половина туристов, купивших туры, застрахована на случай, если не сможет покинуть страну. Страховщиком является компания "Инногарант", которая также выступает гарантом самого оператора. Ранее "Коммерсант" писал, что финансовое обеспечение "Капитал Тура" составляет 190 миллионов рублей. Однако очевидно, что этой суммы не хватит, чтобы компенсировать все потери. По мнению экспертов, ее хватило бы на 20 процентов от стоимости всех туристических путевок, проданных по состоянию на 18 ноября.

Ассоциация туроператоров

"Капитал Тур", оказавшись в критическом положении, начал активно исправлять ситуацию, привлекая к диалогу своих коллег. В компании тоже открыли "горячую линию" и создали специальную службу для турагентств, чьи клиенты не смогли вылететь на отдых. На сайте "Капитал Тура" сообщается, что в настоящий момент сотрудники оператора принимают заявления для возврата денежной компенсации по турам, которые не состоялись.

Между тем Ассоциация туроператоров России не преминула указать "Капитал Туру" на его недобросовестное поведение. Главным образом, компании было поставлено в вину то, что своими действиями она всячески подрывала "доверие потребителей к профессиональным участникам туррынка". Пусть сейчас деятельность компании прозрачна, а о принятых ее руководством решениях сразу же сообщается на сайте, до этого оператор не считал нужным озвучивать хоть какую-то информацию о своих финансовых затруднениях. Компания, которую многие туристы считали надежным оператором, в данном случае повела себя исключительно некорректно, прежде всего по отношению к своим клиентам.

Более того, как выяснилось на совещании в Минспорттуризме, которое проходило 17 ноября, страховая компания "Инногарант" смогла бы осуществить выплаты по комплексным страховкам от невыезда только в том случае, если бы "Капитал Тур" объявил себя банкротом. Оператор же явно не собирался этого делать.

Ассоциация туроператоров уже обратилась к Инне и Игорю Бельтюковым (Игорь - муж Инны и одновременно президент компании) с требованием "осознать всю ответственность за свои действия по отношению к потребителям туристических услуг и поставить их интересы выше своих коммерческих".

Подобная история случилась в российской туриндустрии едва ли не впервые. Пока туристическое сообщество достаточно дружно откликнулось на просьбу о помощи, с которой к нему обратился "Капитал Тур". Поддержку оператору оказали агентства, перевозчики и даже некоторые частные лица. Главный вопрос теперь заключается в том, получат ли туристы компенсацию и какие штрафы предъявят компании. Если это, конечно, вообще произойдет.

Экономика00:01Сегодня
Проект подводного железнодорожного тоннеля между Хельсинки и Таллином

Глубоко копнули

Финляндия и Эстония задумали свой мегапроект. Он на дне Балтийского моря
Экономика08:00Сегодня

Нерест в обход бюджета

Как рыбный магнат Виталий Орлов уходил от партнеров и налогов
20:27Сегодня
Экономика00:0319 августа

Взаимная вражда

США и Китай едва не обрушили мировую экономику. Кто остался в выигрыше?