Сказочный бунт

Впечатления от игры Fable III

Без сомнения, талантливый игровой дизайнер Питер Мулине в прошлом регулярно страдал от своей чрезмерной разговорчивости. Это было особенно заметно, когда сериал Fable только зарождался. Год за годом Мулине грозился если не совершить настоящую революцию, то хотя бы хорошенько встряхнуть жанр ролевых игр. На деле все выходило как-то менее оптимистично. Со временем глава Lionhead Studios научился быть более сдержанным в своих обещаниях, но его по-прежнему критикуют. Уже по инерции.

На самом деле, третью часть Fable можно смело назвать лучшим эпизодом серии. И вовсе не потому, что она демонстрирует что-то сногсшибательное с технической точки зрения или разрывает в клочья сценарные шаблоны. Напротив, по этим пунктам к игре есть немало вопросов. Дело в другом. Fable III действительно выводит жанр фэнтезийных ролевых игр на новый уровень. И самое главное - благодаря этой игре наконец-то становится ясно, к чему Питер Мулине стремился в течение последних шести-семи лет. И продолжает стремиться до сих пор.

По сюжету, в Fable III игрок управляет одним из детей главного героя второй части сериала. Можно выбрать принца или принцессу - в зависимости от предпочтений геймера. История умалчивает, что именно происходило в королевстве Альбион последние полвека. Игроку демонстрируют лишь печальный итог: живописный сказочный мир стремительно превращается в грязное индустриальное болото; небо коптят многочисленные заводы и фабрики; всячески приветствуется эксплуатация детского труда; всех, кто посмеет выразить хоть какое-то недовольство, отправляют на казнь.

Все это происходит с легкой руки Логана - короля Альбиона и старшего брата главного героя Fable III. Повествование начинается в тот момент, когда терпеть беспредел становится невозможно. Главный герой сперва безуспешно пытается вмешаться в дела старшего брата, а потом бежит из дворца с двумя верными подданными и любимой собакой. "Альбиону нужна настоящая революция", - говорит мудрый наставник сэр Уолтер. И с ним трудно не согласиться.

Get the Flash Player to see this player.

Первые несколько часов Fable III развивается по достаточно предсказуемому сценарию. Главный герой вместе с Уолтером путешествуют по Альбиону в поисках союзников, разделяющих их бунтарский настрой. Каждому новому революционеру приходится наглядно демонстрировать свое бесстрашие и готовность идти до конца. Для этого, как правило, игроку нужно принять участие в какой-нибудь жестокой битве или выполнить серию поручений. Кроме того, каждому потенциальному революционеру необходимо дать обещание (непременно в письменном виде) изменить ситуацию в Альбионе в лучшую сторону.

Система прокачки персонажа в Fable III не то чтобы отсутствует - она просто отличается от того, что геймеры привыкли видеть в традиционных ролевых играх. Герой получает определенные бонусы за битвы и выполнение основных или побочных квестов, которые можно тратить на развитие боевых способностей, разучивание новых заклинаний или освоение навыков общения. Но все это делается не в привычном меню с кучей статистики, а в специальном параллельном мире. На предельно наглядном "пути к господству" встречаются сундуки, в которых и скрываются новые скиллы. Продвигаясь по сюжету, постепенно открывая ворота, герой все ближе и ближе подбирается к заветной цели - огромному замку, маячащему в конце пути.

Самое интересное в Fable III начинается уже после того, как герой соберет достаточное количество союзников и свергнет с трона своего брата-тирана. После коронации инстинктивно ждешь финальных титров, но они почему-то не появляются. Вместо этого игроку предлагают лично посидеть на троне один год и попробовать изменить все в лучшую сторону. И, как выясняется позже, это не такая уж простая задача.

Во второй половине игры гений Питера Мулине разворачивается в полную силу. Щелчком пальцев он ставит все повествование с ног на голову и поворачивает сюжет так, что игрок в любом случае будет чувствовать себя проигравшим. Новый правитель-идеалист (а вместе с ним и сам геймер) сразу же понимает, что выполнить все данные ранее обещания можно, но цена, которую придется заплатить за это, будет непомерно высока.

Главная моральная дилемма игры - можно ли пожертвовать жизнями тысячи людей ради спасения жизней миллиона - вырисовывается столь же неожиданно, сколь и неприятно. При этом Мулине заигрывает уже не столько с повествованием, сколько с самим геймером. И именно по этой причине, даже если быть добрым и справедливым, если выполнять свои обещания и постепенно превращать Альбион в цветущее королевство, после окончания игры все равно чувствуешь себя немного моральным уродом и утешаешься лишь тем, что никого не обманул.

Get the Flash Player to see this player.

В свете всего вышесказанного очень интересно читать отзывы журналистов и геймеров на Fable III. Игру критикуют за то, что она уже перестала быть ролевой; за то, что система прокачки и покупки различных предметов очень неудобна; за то, что необходимость постоянно делать моральный выбор практически исчезла и ни на что не влияет. Не осознавая одной простой вещи - именно новый проект Lionhead Studios прекрасно демонстрирует, что такое ролевая игра.

В недавнем интервью Питер Мулине отметил, что для него идеалом игры и предметом вдохновения является Ico. Проект без иконок и индикаторов на экране и, на секундочку, без диалогов, в котором рассказывается трогательная история. Если посмотреть на Fable III, то становится ясно, что Мулине стремился именно к этому идеалу, а в чем-то (например, взять любого жителя Альбиона за руку) и прямо копировал его.

Интерфейс в Fable III пока еще есть, но уже нет необходимости шастать по меню во время покупки предметов или примерки одежды - все это происходит в специальной комнате. Услужливый дворецкий при этом не упустит возможности выразить свое собственное мнение по поводу обновки, будь то камзол благородного дворянина или костюм курицы. Да, выполнять эти действия через меню было бы быстрее. Но в таком случае, какой же это, к чертям, отыгрыш роли?

Получается удивительная ситуация. Именно Питер Мулине с его спорными решениями и неоднозначным подходом к понятию "ролевая игра" является сейчас чуть ли не главным западным законодателем мод в жанре. Если он сохранит выбранный темп и не сдастся, то через некоторое время он может выпустить действительно идеальную игру. Хотя и Fable III, при всей ее чрезмерной простоте, способна доставить немало удовольствия.