Бойцы распродажного фронта

В США прошли "черная пятница" и "кибер-понедельник"

Ради традиционной "черной пятницы", следующей за Днем Благодарения и являющейся традиционным началом рождественских и новогодних распродаж, жители США готовы вставать затемно, стоять в многокилометровых очередях и буквально драться за товары с наибольшей скидкой. За "черную пятницу" 2010 года американцы потратили в магазинах свыше 10 миллиардов долларов.

Пятница, следующая за Днем Благодарения, который празднуется в США в четвертый четверг ноября, называется "черной" из-за того, что торговцы благодаря растущему обороту могут свои убытки (красные цифры в отчетности) превратить в прибыль (черные цифры). Способствуют росту продаж и следующие сразу за "черной пятницей" выходные дни, и так называемый "кибер-понедельник", когда вышедшие на работу американцы докупают то, что не успели приобрести, в интернете. Термин вошел в широкое употребление в 2005 году.

В 2010 году "черная пятница" пришлась на 26 ноября. Спустя несколько дней ее итоги опубликовало исследовательское агентство ShopperTrak. В общей сложности объем продаж в магазинах США составил 10,69 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с прошлогодним показателем (10,66 миллиарда долларов) всего на 0,3 процента. В 2009 году по сравнению с 2008-м рост продаж за "черную пятницу" составил 0,5 процента.

Пик покупок пришелся не только на пятницу, но и на субботу, причем, по данным ShopperTrak, лучше всего раскупались одежда и аксессуары, книги, видеоигры, CD и DVD диски, электроника и бытовая техника, а также подарочные сертификаты, игрушки, поздравительные открытки и косметика с парфюмерией. В основном покупки совершались в магазинах-дискаунтерах, универмагах, специализированных магазинах (к примеру, электроники) и в онлайн-магазинах.

Кстати, и женщины, и мужчины участвовали в распродажах примерно с одинаковой активностью. Согласно результатам опроса, которые приводит ShopperTrak, и те, и другие были готовы пожертвовать сном ради товаров со скидкой. Уже в полночь пятницы в магазины пришли 10,1 процента женщин и 8,8 процента мужчин, проживающих в США, а в пять утра - 7,4 процента и 12,9 процента соответственно.

По данным национальной федерации розничной торговли США (NRF), всего за три дня распродаж американцы потратили в магазинах в общей сложности около 45 миллиардов долларов. Счастливчиков, сумевших "затариться" товарами со скидкой, по подсчетам NRF было 212 миллионов человек (год назад - 195 миллионов). В среднем каждый покупатель потратил за выходные 365,34 доллара (годом ранее - 343,31 доллара).

Тем не менее, в ShopperTrak считают, что рост продаж в "черную пятницу" был незначительным. По мнению экспертов, это произошло отчасти потому, что в текущем году ритейлеры начали предоставлять скидки на товары раньше обычного. Пик активности покупателей пришелся на первые две недели ноября, когда общий объем продаж в магазинах США увеличился на 6,1 и 6,2 процента (по сравнению с началом ноября 2009 года) соответственно.

Бум продаж еще до "кибер-понедельника" продемонстрировали онлайн-магазины, отмечает Internet Retailer. "Черную пятницу" издание даже назвало "красным днем календаря" для интернет-ритейлеров. По данным Coremetrics, собственно за пятницу объем совершенных платежей вырос на 15,9 процента, а за все выходные, по данным платежной системы PayPal - на 27 процентов.

В сам "кибер-понедельник", по предварительным данным NRF, покупки в онлайне совершили примерно 107 миллионов американцев, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Большинство - около 70 миллионов человек - совершало покупки, будучи на рабочем месте. Как ожидается, окончательно сумма, потраченная американцами в Сети, будет подсчитана к среде.

Впрочем, уже сейчас известно, что некоторые интернет-торговцы решили воспользоваться любовью жителей США к распродажам. Одна из газет в Нью-Джерси сообщила, что федеральные власти закрыли 82 сайта, на которых продавалась поддельная продукция, в том числе спортивные товары и одежда, сумки, солнечные очки, обувь а также пиратские DVD диски и программное обеспечение. В частности, в Нью-Джерси были закрыты сайты 2009jerseys.com, dvdprostore.com, golfstaring.com и ipodnanouk.com.

В некоторых изданиях уже поднимается вопрос, имеет ли смысл американцам слепо следовать традициям и участвовать в гонке потребления. "Сначала мы возносим благодарность за то, что у нас уже есть, а на следующий день толкаемся в очередях, чтобы получить еще больше", - иронизирует Naples Daily News. Впрочем, голос разума обычно как-то затихает перед волшебными словами "скидка N процентов".