Газированная "Агуша"

Pepsi купила "Вимм-Билль-Данн"

В кои-то веки главная новость недели для мирового бизнес-сообщества пришла из России. Впрочем, в самой России это без всяких сомнений новость даже не квартала, а всего года. Pepsi договорилась о покупке "Вимм-Билль-Данна", оценив всю компанию более чем в пять миллиардов долларов. В несырьевом секторе российской экономики таких сделок еще не было.

В России, когда речь заходит о крупном преуспевающем частном бизнесе, обычно приводят в пример несколько компаний. Есть Альфа-банк и еще с десяток крепких частных финансовых организаций. Есть сотовые операторы, развившиеся в "большую тройку" "корпоративных монстров" без участия государства. Есть, наконец, и отечественные торговые сети, оценивающиеся рынком более чем в миллиард долларов. Есть авиакомпании, которые несмотря на регулярные сложности, все же перевозят миллионы пассажиров.

При этом продуктовый рынок как-то упускался из виду: российские производители мяса, молока, овощей и фруктов либо не превратились в огромные структуры, либо были проданы иностранцам на ранней стадии развития. Исключение из правила составлял "Вимм-Билль-Данн" - производитель соков и молочных продуктов, которые хотя бы раз в жизни пробовали едва ли не все россияне. "Домик в деревне", "Веселый молочник", "Агуша", J7 - это все бренды ВБД.

Сюрприз

"У нас была мысль удивить рынок". Именно эти слова одного из основателей ВБД Давида Якобашвили вынесли заголовком к интервью с ним "Ведомости". Слова эти, хотя и не относятся к сделке с Pepsi (они были сказаны Якобашвили в отношении других возможных слияний), тем не менее очень точно ее характеризуют.

Рекорды, установленные этой сделкой, можно перечислять долго. Pepsi произвела самую щедрую инвестицию в российский несырьевой рынок. Pepsi совершила свою самую масштабную покупку за пределами североамериканского рынка. Pepsi после поглощения ВБД станет лидером в России сразу по нескольким отраслям, в том числе по производству соков, детского питания и упакованных продуктов. Акционеры же ВБД, в свою очередь, могут стать едва ли не единственными участниками "золотой сотни Forbes", ни малейшим образом не связанными с полезными ископаемыми.

ВБД не впервой удивлять рынок. В 2002 году эта компания, созданная как скромный производитель соков из концентрата, провела первичное размещение акций (IPO) на Нью-йоркской фондовой бирже. Тогда (да и сейчас) IPO российских компаний за рубежом были случаями единичными, тем более в несырьевом секторе. По нынешним меркам ВБД получил за свои акции не очень большую сумму - всего 200 миллионов долларов. Но зато концерн Якобашвили, Михаила Дубинина и Гавриила Юшваева стал полностью публичным. Частные акционеры не стали жадничать и держаться за контроль в компании - ни один из них к 2010 году не владеет более чем 20 процентами акций ВБД.

Ранее считалось, что наиболее вероятным претендентом на покупку части ВБД является французский концерн Danone. Вернее, часть актива у него уже была - сначала французы купили три процента акций ВБД, а затем постепенно довели свою долю до 18,36 процента. Но "дружбы" не получилось - Danone в 2010 году решил объединить свой молочный бизнес с "Юнимилком", после чего инвестиции в ВБД Danone оказались не нужны. Акции у французов в итоге выкупил сам российский концерн. Сумма сделки за 18,4 процента ценных бумаг ВБД составила 470 миллионов долларов. Таким образом, вся компания была оценена в два с половиной миллиарда долларов. Не прошло и нескольких месяцев, как ВБД в глазах зарубежных инвесторов стал стоить уже 5,4 миллиарда долларов.

Суть сделки

Поскольку ВБД - публичная компания, то о покупке всех акций со стороны Pepsi речи пока не идет. Однако контрольный пакет американцы все же получат. Во-первых, они приобретут 25 процентов ценных бумаг, хранящихся на балансе самой ВБД (в том числе и те 18,4 процента, которые раньше принадлежали Danone). Во-вторых, акции продадут все основатели компании. Таким образом, Pepsi достанется 19,6 процента ценных бумаг от Гавриила Юшваева, 10,5 процента от Давида Якобашвили, 4,11 процента от Михаила Дубинина, 3,58 процента от Сергея Пластинина и, наконец, 2,96 процента от Александра Орлова. Все вместе получается почти 66 процентов, на что Pepsi потратит 3,8 миллиарда долларов.

После выкупа этих ценных бумаг и одобрения сделки со стороны Федеральной антимонопольной службы, которая, кстати, на новости от Pepsi и ВБД пока никак не отреагировала, американцы сделают предложение о покупке ценных бумаг у миноритариев. Наверняка многие из них заинтересуются столь высокой ценой: 2 декабря акции ВБД на российских биржах в какой-то момент подорожали на 60 процентов, а в США ценные бумаги компании закончили торги 27-процентным ростом.

Широкий контекст

Pepsi и Coca-Cola в современном мире - это не только и не столько производители флагманских напитков - собственно "пепси" и "кока-колы". Уже давно американские компании борются за клиентов на других рынках. Как только газированные напитки с большим содержанием сахара стали подвергаться критике со стороны медиков и борцов за здоровое питание, Pepsi и Coca-Cola начали скупать активы в области спортивных напитков и соков. У одной есть Gatorade, у другой - Powerade, у одной Tropicana, у другой - Minute Maid, у одной - соглашение о производстве с Lipton Ice Tea, у другой - с Nestea. Список можно было бы продолжать и далее.

В России же в это время, отчасти из-за борьбы Coca-Cola и Pepsi, отчасти по совершенно другим причинам, началась настоящая охота за компаниями, работающими на молочном или соковом рынках. В 2005 году Coca-Cola купила за полмиллиарда долларов заводы "Мултона", на которых производятся соки "Добрый" и Rich. В 2010 году американская компания прикупила себе еще и "Нидан Соки" ("Моя семья", "Сокос", "Да!").

Pepsi ответила на это приобретением "Лебедянского" в 2008 году. Сумма сделки составила более 1,3 миллиарда долларов - за эти деньги американцам перешли бренды "Я", "Тонус", "Фруктовый сад".

Наконец, на молочном рынке состоялась уже упомянутая сделка Danone и "Юнимилка". К этому стоит добавить активность в России швейцарской Nestle и финской Valio. Получается, что кроме региональных производителей, неиностранцев на рынке напитков в России почти не осталось. В этом смысле сделка Pepsi и ВБД не является чем-то из ряда вон выходящим, а, наоборот, встраивается в уже существующую традицию.

Экономика00:01Сегодня

Сели на трубу

Польша хочет покупать газ из Америки вместо российского. Это будет очень дорого