Карамболина, Карамболетта

Умерла Татьяна Шмыга

В Москве в возрасте 82 лет после продолжительной болезни скончалась певица Татьяна Шмыга. Всю жизнь певица посвятила Московскому театру оперетты, в который она пришла в 1953 году, сразу после ГИТИСа. По общему признанию, Шмыга стала настоящей королевой оперетты в ее золотой для Советского Союза век. Единственной из артисток оперетты она была удостоена звания Народной артистки СССР.

Татьяна Шмыга родилась в 1928 году в интеллигентной семье. В детстве она мечтала стать юристом, однако талант проявила в другой области, еще в школе начав заниматься пением и танцами. Простое увлечение переросло в частные занятия пением и поступление стажером в училище при Московской консерватории. Мечты о юридической карьере уступили желанию стать камерной певицей.

В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова. К тому времени у нее уже был опыт выступлений в качестве солистки в хоре при Министерстве кинематографии. Музыкальное образование Татьяна завершила в 1953 году, окончив факультет музыкальной комедии ГИТИСа. После этого ее сразу же приняли в труппу Московского театра оперетты.

Первой ролью для нее стала роль Виолетты в "Фиалке Монмартра" Имре Кальмана. Она сразу же принесла 25-летней Татьяне успех и внимание, и уже тогда певица выбрала оперетту, которую позднее в одном из интервью назовет "шампанским, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми". Через несколько лет Шмыга стала одной из ведущих солисток театра.

На протяжении своей карьеры Шмыга сыграла в театре более 60 ролей, причем не столько в "буржуазных" шедеврах зарубежных композиторов, сколько (таковы были условия времени) в советских музыкальных комедиях - "Цирк зажигает огни", "Белая акация", "Севастопольский вальс", "Поцелуй Чаниты" и других. К началу 1970-х годов Шмыга стала настолько популярной, что аншлаг был обеспечен любому спектаклю с ее участием.

Однако певица не ограничивалась работой в Московском театре оперетты. Красота и талант Шмыги оказались востребованы и в кино, и в театре. Одной из самых заметных киноролей для нее стала дебютная - роль француженки Жермон в "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова. Кроме того, она сыграла в таких фильмах, как "Кое-что из губернской жизни", "Эксперимент" и "В первый час".

Что касается спектаклей, то на пике успеха певицы некоторые были написаны специально для нее. К примеру, третий муж Шмыги Анатолий Кремер, бывший главный дирижер Театра сатиры, написал для нее оперетты "Джулия Ламберт", "Джейн", "Катрин" и "Эспаньола". В "Катрине" и "Джейн" Шмыга пела до самого конца, пока ее не подкосила болезнь.

Шмыгу знали и любили не только в Москве, на ее творческой родине, даже несмотря на то, что в кино она играла редко. Она много гастролировала, причем не только по Союзу. Там, куда она не добиралась, популярны были и пластинки с ее записями, и фильмы-концерты. Поклонники у певицы были и в США, и в Болгарии, и в Чехии, и даже в Бразилии.

Достижения певицы были отмечены многочисленными знаками внимания не только от зрителей, но и от государства. Она стала единственной представительницей оперетты, удостоенной звания Народной артистки СССР, что само по себе - уникальное признание ее заслуг. Кроме того, она была награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Однако самое главное достижение Татьяны Шмыги нельзя измерить никакими наградами. Она олицетворяла собой фривольный образ взбалмошной, легкомысленной красавицы, которых в жизни советского человека не было и не могло быть. И эта игривость и веселость, воспроизведенная певицей невероятно талантливо и точно, как только и нужно в оперетте, были для людей праздником, который заставлял ненадолго забыть об обыденности. Жаль лишь, что всякому празднику приходит конец.

Культура00:0712 декабря
Nocow

«Идет сильный откат назад на большой скорости»

Музыкант Nocow о запретах в России, клубной культуре и равнодушии к наркотикам