Итальянский бизнесмен и адвокат Джованни ди Стефано объявил о намерении добиться пересмотра дела американского преступника Чарльза Мэнсона, осужденного в 1971 году за организацию серии ритуальных убийств. Шаг итальянца особенно неожиданным не выглядит: за экстравагантную склонность представлять в суде злодеев и убийц ди Стефано давно заработал прозвище "адвокат дьявола".
За свою долгую и насыщенную юридическую карьеру 55-летний Джованни ди Стефано успел посотрудничать с самыми отъявленными негодяями своего времени. Наиболее известными его клиентами стали руководители одиозных политических режимов - от Саддама Хусейна до Слободана Милошевича. В разное время ди Стефано также консультировал Тарика Азиза и Али Хасана аль-Маджида (кузена Хусейна, более известного под именем Химический Али). Сейчас итальянец представляет, среди прочих, интересы движений ETA и ХАМАС.
Саддам Хуссейн. Фото (c)AFP
Многие из его знаменитых клиентов называли ди Стефано своим другом. А с лидером сербских боевиков Желько Ражнатовичем, обвиненным в совершении военных преступлений, итальянца связывали не только профессиональные и дружеские, но и деловые партнерские отношения - они вместе вкладывали средства в сербский футбол.
Впрочем, были среди клиентов Джованни ди Стефано и личности калибром поменьше. Он помогал убийцам, вляпавшимся в секс-скандалы поп-звездам, предпринимателям, попавшимся на незаконных операциях. Об одном из своих подзащитных он, например, отзывался так: "Вы, может, помните господина Уэкера? Он, скажем так, 'импортировал' в страну грузовик с 58 китайцами. Которые по дороге задохнулись".
Такого человека можно было бы обвинить в неразборчивости, но очевидно, что тут случай обратный: Джованни ди Стефано, без сомнения, циничен, но как раз-таки исключительно разборчив. Постепенно он заработал себе славу специалиста по отстаиванию интересов заведомых мерзавцев.
Впрочем, обвинения в циничности сам ди Стефано тоже склонен отвергать. "Не адвокаты выбирают клиентов, а клиенты - адвокатов", - любит говорить итальянец. Все его подзащитные, утверждает юрист, сами обращались к нему за помощью. "Не спорю, среди моих клиентов встречаются малопривлекательные люди. Но мы не Белоснежек защищаем. У тех, кто не совершает преступлений, не ввязывается в сомнительные дела, нет нужды обращаться ко мне за помощью".
К тому же Джованни ди Стефано не чужд идеи придать своей деятельности - и своим подзащитным - некоторый романтический ореол. О себе он часто рассказывает как о человеке, который берется за безнадежное дело: защищать преступников, заранее осужденных обществом. О Хусейне, например, ди Стефано говорил так: "Он знал, что погибнет, но он погиб с достоинством, подал пример, отдав жизнь за свою страну".
На своем сайте адвокат также старается продемонстрировать чувствительную сторону собственной души. Об основной сфере занятий ди Стефано здесь сказано не много - страница посвящена музыкальному альбому, который итальянец записал и выпустил в 2009 году. В альбом The Next Time вошли как собственные сочинения Джованни ди Стефано, так и кавер-версии известных эстрадных песен.
Это все, однако, лирика. Стоит отметить, что большинству из известных клиентов ди Стефано его помощь пригодилась мало. Саддам Хусейн, Химический Али и Тарик Азиз были приговорены к смертной казни. Слободан Милошевич умер в тюрьме, Желько Ражантович был убит еще до начала суда. Однако случалось, что вмешательство итальянца здорово помогало его подзащитным. Одной из своих последних удач ди Стефано называет дело американского финансиста Кеннета Старра, создателя финансовой пирамиды, клиентами которого были, в основном, голливудские звезды. "Благодаря мне он получит не 442 года тюрьмы, а от шести до восьми", - с гордостью говорил адвокат в интервью британской версии журнала Vice.
Последним клиентом "адвоката дьявола" стал 76-летний американец Чарльз Мэнсон, отбывающий пожизненный срок в калифорнийской тюрьме за организацию серии ритуальных убийств. Мэнсон, создатель коммуны "Семья", извлекавший послания о расовой войне и апокалипсисе из песен The Beatles - один из самых известных преступников XX века, прекрасное дополнение к своеобразной коллекции злодеев Джованни ди Стефано.
Чарльз Мэнсон. Фото (c)AFP
В 1969 году последователи Чарльза Мэнсона убили в Лос-Анджелесе семь человек. Среди жертв членов "Семьи" была беременная супруга режиссера Романа Полански Шарон Тейт. Лично участия в убийствах (на редкость жестоких и кровавых) Мэнсон не принимал, однако суд пришел к выводу, что преступления совершались по его прямому указанию, и в 1971 году Мэнсон вместе с шестью другими членами коммуны был приговорен к смертной казни. Однако уже в 1972 году смертную казнь в Калифорнии запретили, и приговор для Мэнсона был заменен на пожизненное заключение.
Не очень понятно, действительно ли Мэнсон (или кто-то, кто представляет его интересы) первым связался с итальянским адвокатом, но ди Стефано утверждает, что девять месяцев назад к нему обратился некий юрист из Сакраменто с просьбой ознакомиться с делом Чарльза Мэнсона. Этот же человек передал итальянцу телефонный номер, по которому можно было связаться с преступником. Любопытно, но некоторое время назад стало известно, что за последние месяцы охранники дважды отнимали у Мэнсона мобильный телефон, оба раза непонятно как попавший к нему в руки.
Ознакомившись с материалами дела, Джованни ди Стефано пришел к выводу, что в процессе над лидером "Семьи" было множество нарушений. В частности, итальянец счел, что прямых доказательств вины Мэнсона в убийствах нет - по версии ди Стефано, предводитель секты приказывал последователям не убивать, а только совершать "зловещие поступки".
Кроме того, адвокат утверждает, что в ходе процесса Мэнсона лишили права на судебную защиту. Мэнсон намеревался защищать себя сам, а суд навязал ему государственного адвоката.
На этих основаниях Джованни ди Стефано, похоже, вознамерился вызволить Чарльза Мэнсона из тюрьмы. 8 февраля он заявил в эфире CNN, что направил от имени Мэнсона жалобу в Межамериканскую комиссию по правам человека (Inter-American Commission on Human Rights, орган в составе Организации американских государств). Сделано это было потому, что обращаться с ходатайством в федеральные суды было бы слишком хлопотно. "Это очень эффективная инстанция, - уверяет ди Стефано, - но мало кто из американских адвокатов об этом знает".
Ди Стефано признал, что считает преступления, совершенные последователями Мэнсона "ужасающими", но заявил, что взялся за дело во имя торжества закона. "В таких делах Америка редко соблюдает собственные законы, не говоря уже о международных, - заявил итальянец в интервью Vice. - Вина господина Мэнсона не доказана, и он должен быть отпущен на свободу. И я готов ему помочь, если смогу".