В ночь на 11 февраля 2011 года популярнейшая социальная сеть России "ВКонтакте" объявила о переходе на закрытую регистрацию. Отныне новый аккаунт "вконташечке" можно завести только по приглашению одного из участников социальной сети, причем большинство людей, зарегистрированных "ВКонтакте", не получили права рассылать подобные инвайты.
О революционном "возвращении к истокам" первым написал в блоге "ВКонтакте" гендиректор сети Павел Дуров. "Небольшое количество пользователей уже получили право приглашать новых участников; другие получат ограниченное количество приглашений с течением времени", - уточнил он. Также Дуров рекомендовал уже зарегистрированным участникам привязать свои аккаунты к номеру мобильного телефона, так как в случае случайной утраты доступа к старому аккаунту возвращение в социальную сеть для пользователя будет затруднено.
Помимо записи в официальном блоге, Дуров оставил короткий пост в своих "заметках", пообещав, что вскоре из "ВКонтакте" исчезнет вся реклама табака и алкоголя. "С точки зрения биохимии, алкоголь и никотин - такие же наркотики, как кокаин и марихуана. Меня не прельщают рекламные бюджеты наркоторговцев, которые разрушают разум и подрывают здоровье россиян", - написал Дуров.
Стремлением ко всеобщему благу был проникнут и утренний пост главы пресс-службы "ВКонтакте" Владислава Цыплухина, также прокомментировавшего конец открытой регистрации. "Качество и культура общения для нас важнее количества пользователей, - написал Цыплухин. - У нас нет цели согнать на сайт 6 миллиардов человек, у нас есть цель создать идеальное средство для коммуникации".
Конечно, эти заявления вызвали у многих скептическую реакцию. Потому что, как пел Мик Джаггер, you'll never make a saint of me ("меня тебе святошей не сделать"). "ВКонтакте", имеющая невероятную популярность среди студентов и школьников (в отличие от более возрастных "Одноклассников"), имеет также репутацию самой большой копилки пиратского видео и музыки, а также рассадника всяческой порнографии и чернухи, которые неизбежно попадают в видеоролики и фотоальбомы. Ибо модерировать все 100 миллионов аккаунтов у администрации нет никакой (прежде всего технической) возможности.
Впрочем, помимо абстрактных устремлений Победить Зло, в посте Дурова была озвучена и более предметная причина для введения ограничений - борьба со спамерами и ботами, которые еще недавно могли регистрироваться в соцсети автоматически. Боты эти, конечно, всем порядком поднадоели, но, надо отметить, не в последнюю очередь благодаря им счетчик на главной странице vkontakte.ru констатирует наличие в сети более 111 миллионов аккаунтов. А это, как мы все понимаем, прекрасный аргумент в переговорах с потенциальными рекламодателями.
Цыплухин в своем посте уточнил, что защита от спамеров - не основная причина для ограничения регистрации. "Если бы нашей целью была только лишь защита от роботов, мы бы сделали это иначе. У нас есть, например, отработанная и проверенная система регистрации с валидацией через мобильный телефон", - написал он. Система, описанная Цыплухиным, действовала "ВКонтакте" с осени 2009 года по весну 2010-го.
Еще один важный момент, подчеркнутый Цыплухиным: все больше контента "ВКонтакте" становится доступным даже людям, не зарегистрированным на сайте. Это касается, в частности, видеороликов и фотографий, которые не защищены дополнительными настройками приватности. "Это направление может в дальнейшем развиваться", - написал пресс-атташе социальной сети.
Вполне положительно инициативу руководства "ВКонтакте" оценил известный блогер Антон Носик, стоявший помимо всего прочего у истоков русскоязычного ЖЖ. В своем посте он также сделал экскурс в историю инвайтов в Рунете и не только.
"Инвайты - самое лучшее, что может случиться с социальной сетью или любым другим интернетовским сервисом. В реальности они совершенно не ограничивают приток новых пользователей, но делают процесс управляемым и подконтрольным создателю аттракциона. Инвайты реально помогают бороться со спамом, ограничивают активность виртуалов и фейков, дают создателям системы уникальные возможности мониторинга социальных связей и динамики взаимодействия между старыми и новыми пользователями", - написал Носик.
Он также упомянул, что главный преследователь "вконташечки" - "Одноклассники" - примерно за два года, пока регистрация была доступна только по платным приглашениям, заработал на инвайтах около 9 миллионов долларов. Платная регистрация в "Одноклассниках" была отменена в августе 2010 года. Сейчас, по словам руководителя проекта "Одноклассники" Ильи Широкова, планов по введению ограниченной регистрации у руководства соцсети нет, так как борьба со спамом здесь ведется альтернативным способом.
"При регистрации мы рекомендуем привязать профиль к электронной почте и мобильному телефону. Если этого не сделать, пользователю предлагается лишь ограниченная функциональность сайта. Более того, активно используем сознательность самих пользователей: на любую размещенную ссылку, статус или сообщение можно 'пожаловаться на спам' в один клик. При достижении определенного числа жалоб профиль блокируется", - рассказал Широков.
Возвращаясь к ночной записи в блоге Павла Дурова, который в свою очередь "возвращается к истокам", отметим - словосочетание это может нести в себе сразу несколько смыслов. Во-первых, конечно, это возвращение к истокам "ВКонтакте" - первоначально эта социальная сеть была закрытой и приглашения в нее рассылались через студентов престижных вузов. Потом круг начал постепенно расширяться и примерно за пять лет достиг тех самых миллионов, которыми хвастается счетчик на главной странице.
Что же касается второго "возвращения к истокам", то, конечно, говоря о закрытой сети для студентов, нельзя не вспомнить фильм Дэвида Финчера "Социальная сеть" и вдохновивший его проект Facebook, который кроме Финчера вдохновил еще и Дурова с компанией. И вот тут мы приходим к самому интересному моменту - из всей череды последних обновлений на "ВКонтакте" возвращение к закрытой регистрации (внезапно) не является очередной калькой с Facebook. Марк Цукерберг о пути "назад к девственности майских ветвей", видимо, пока не задумывался.