Политика говорящих голов Хиллари Клинтон раскритиковала работу американских новостных каналов

На минувшей неделе госсекретарь США Хиллари Клинтон выступила с разгромной критикой в адрес американских новостных телеканалов. Приведя в пример катарский проект "Аль-Джазира", который, по ее словам, готовит "настоящие новости", Клинтон констатировала, что из-за перегруженных рекламой и "говорящими головами" американских сетей США "проигрывают информационную войну".

Слова главы Госдепартамента прозвучали 2 марта во время слушаний в Комитете иностранных дел Сената США. Начав с критики в адрес американских сил в Афганистане, которые вынуждены глушить передачи талибов самыми что ни на есть примитивными средствами, Хиллари Клинтон перекинулась на национальные телеканалы, которые, по ее словам, не выдерживают никакой конкуренции с иностранными англоязычными сетями, стабильно наращивающими аудиторию по всему миру.

Помимо катарского телеканала глава Госдепартамента также упомянула китайскую и российскую сети, имея в виду CCTV и RT, однако лидером в этом направлении она назвала именно "Аль-Джазиру". "Аудитория 'Аль-Джазиры' в США растет, так как это настоящие новости. Можете не соглашаться, но похоже, что там круглые сутки вы получаете самые настоящие новости, а не миллион рекламных роликов, споры между говорящими головами и все остальное, чем напичканы наши новостные каналы. То, что они производят, не несет никакой информации ни для нас, ни тем более для иностранцев", - заявила Хиллари Клинтон. Кроме того, по ее словам, в отличие от американских конкурентов катарцам удается по-настоящему "менять умы и настроения людей".

Заявление госсекретаря вызвало довольно жесткую критику в ее адрес, однако объем и накал этой критики оказались гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Самая эмоциональная реакция на слова Клинтон последовала от работающего на главном новостном канале США Fox News ведущего Гленна Бека (Glenn Beck). В одной из своих передач Бек вспомнил, что в прошлом США официально называли "Аль-Джазиру" органом пропаганды стран Ближнего Востока и исламских экстремистов. Речь идет о тех критических заявлениях, которые вскоре после терактов 11 сентября 2001 года сделал тогдашний президент Джордж Буш-младший. Кроме того, недовольство работой катарского канала в 2004 году выражали занимавшие тогда должности министра обороны и госсекретаря Доналд Рамсфелд и Колин Пауэлл. Припомнив властям США эти эпизоды, Бек заключил, что слова Клинтон - ни больше ни меньше как безумие.

Гораздо более сдержанно отреагировал вице-президент Fox News Майкл Клементе (Michael Clemente). По его словам, он был искренне удивлен оценкой, которую американским каналам дала Хиллари Клинтон, однако при этом ее позицию он назвал "скорее даже любопытной, нежели удивительной". Что касается остальных главных новостных телеканалов в США (CNN, ABC, CBS и NBC), то их представители предпочли от комментариев, даже неофициальных, отказаться.

Гленн Бек. Фото с сайта glennbeck.com

Гленн Бек. Фото с сайта glennbeck.com

Lenta.ru

Между тем сторонников у госсекретаря, пусть даже и неявных, оказалось больше, чем критиков. Например, бывший руководитель вашингтонского бюро CNN Фрэнк Сесно (Frank Sesno) признал, что основными проблемами американских сетей стало смещение акцента с чисто новостного вещания на аналитическое, а также нежелание отслеживать "долгоиграющие" сюжеты и снабжать зрителей полноценным информационным контекстом. Правда, при этом Сесно не преминул отметить, что как раз-таки CNN старался от чисто новостной политики не уходить, за что в итоге и поплатился: наиболее рейтинговыми передачами в американском эфире считаются именно аналитические программы, а не новостные, в результате чего в прайм-тайм CNN занимает далеко не первое место.

Сравнение качества работы американских и катарских новостников стало центральной темой специальной передачи, которую по следам заявления Клинтон подготовили в редакции "Аль-Джазиры". В эфире телеканала свои мнения высказали эксперты в сфере телевизионной журналистики, ранее имевшие опыт работы на американских каналах, и, по их словам, уровень работы новостников в США действительно просел. Например проработавший 34 года на CBS Том Фентон (Tom Fenton) основной ошибкой американских каналов назвал закрытие почти всех иностранных корпунктов. Кроме того, по его мнению, телевизионщики попросту растеряли интерес к событиям на международной арене, в связи с чем каналы стали концентрироваться на внутриамериканских событиях. С ним согласился и другой гость программы - бывший глава каирского бюро NBC Абдалла Шлайфер (Abdallah Schleifer), который не только подтвердил снижение числа иностранных корреспондентов, но и уличил телеканалы в общем падении уровня подготовки новостей. По его мнению, в США к новостям перестали относиться серьезно, пытаясь превратить их в своего рода развлечение. При этом основной причиной упадка качества новостей Шлайфер назвал все большую коммерческую составляющую в работе телесетей.

Одновременно в прессе звучат голоса и непосредственно в пользу самой "Аль-Джазиры". Оценивая работу катарцев, журнал Time отметил серьезность их подхода не только к способу подачи новостей, но и к выбору тем. "Это канал, который скорее заинтересуется политическими баталиями в Эквадоре, чем дешевыми сюжетами про собак, котят или про то, кто пришел или не пришел на свадьбу изнеженных и богатых членов королевской семьи", - пишет автор колонки. Хорошим дополнением к этим словам стал рекламный блок, заказанный "Аль-Джазирой" в британской The Times, в котором оказались собраны похвалы в адрес канала от американских коллег в связи с блестящим освещением переворотов и беспорядков на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Правда, размещен он был еще до того, как Клинтон выступила со своей речью.

В защиту "Аль-Джазиры" высказался еще один гость программы на этом канале - американский ведущий Чарли Вулф (Charlie Wolf), по словам которого местные телевизионщики действительно хорошо знают свой регион и грамотно подают информацию о событиях в нем. Однако одновременно он отметил, что более всего канал эффективен именно на своей территории, что делает скачок интереса к нему в тех же США исключительно конъюнктурным. Поэтому говорить о каком-либо тотальном преимуществе "Аль-Джазиры" над американскими новостными телеканалами не совсем корректно: о событиях внутри США американские журналисты скорее всего будут осведомлены лучше, чем их катарские коллеги, и потому в этом случае сами американцы будут наверняка смотреть национальное телевидение, а не зарубежное.

Между тем в ходе обсуждения достоинств и недостатков телевидения в США и других странах многие эксперты несколько отошли от той темы, которую в своем выступлении подняла Хиллари Клинтон. Помимо собственно качества новостных каналов, госсекретарь сетовала на слабое влияние, которое американские средства массовой информации оказывают на жителей других стран, то есть на их недостаточный пропагандистский эффект. Именно поэтому она выделила, например, российскую и китайскую новостные сети: проникая в новые страны и постоянно завоевывая новую аудиторию, эти каналы, владельцами которых являются госструктуры, действительно приобретают все большее влияние в мире. Однако если США намерены вновь усилить свое присутствие в мировом информационном поле, к чему призвала Клинтон, критике должны прежде всего подвергаться не отдельные телеканалы и их владельцы, а сами американские власти. Как отметил в эфире "Аль-Джазиры" Чарли Вулф, вопросами пропаганды должно заниматься государство, а не частные телеканалы.

Что же касается борьбы за американского зрителя, то на этом поле национальным телесетям вряд ли пока стоит опасаться серьезной конкуренции со стороны китайского, российского или арабского телевидения. Однако если в будущем они не пересмотрят политику "говорящих голов", то не исключено, что звание новостной тележурналистики ими действительно будет утрачено.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше