С отставки бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова прошло уже почти полгода, но самые разнообразные "лужковские" истории в столице не утихают до сих пор и, видимо, будут шуметь еще долгие месяцы, если не годы. Одной из них стала история с жильцами домов, прилегающих к главному корпусу МГУ: из-за распоряжения Лужкова от 1994 года они оказались прописаны в служебных помещениях, нежилого здания из которых их могут выселить. Жильцы требуют отмены распоряжения от нового мэра.
Главное здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах было построено в 1953 году и курировалось лично Сталиным. Как и другие высотки, ГЗ задумывался как дом с замкнутой структурой: студенты в ГЗ могли и учиться, и питаться, и ходить в кино, и стричься: в общем, теоретически, за несколько лет обучения студент мог выходить из ГЗ только несколько раз – по большим праздникам да на каникулы. Тем более, что общежитие было устроено там же.
Такие удобства касались не только учащихся, но и преподавателей. С 1953 года их стали заселять в построенные рядом с ГЗ четыре 12-этажные башни, расположенные по углам главного здания. Они получили названия И, К, Л и М, в просторечье их стали обозначать КЛИМ (хотя и ИКЛМ тоже звучит неплохо).
Многие преподаватели переезжали на Ленинские горы, сдавая свои квартиры государству, а взамен получая недвижимость рядом с высоткой. Получилось удобно: и ходить до работы не далеко, и какое-никакое улучшение жилищных условий. Метро "Университет", правда, открыли только в 1959 году, а до этого район мог в полной мере считаться окраиной – метромоста также не было.
Вплоть до начала 1990-х годов схема переселения преподавателей на Ленинские горы нареканий не вызывала – по крайней мере, о них ничего неизвестно, а жильцы башен КЛИМ о них не вспоминают. Ситуация изменилась в 1994 году, когда для чиновников возникла угроза приватизации квартир в 12-этажных башнях. Чтобы не допустить "утечки" столь важного объекта в руки неизвестно кого, мэр Юрии Лужков подписал постановление, согласно которому жилье было отнесено к служебным помещениям, предоставляемым преподавателям на период работы.
Тут-то и начинается история, которая длится последние 17 лет. По одну сторону баррикад находятся жильцы квартир в башнях КЛИМ, по другую – администрация МГУ и чиновники.
Позиция жильцов
На протяжении всех последних лет жильцы башен пытаются восстановить свои права и получить право свободно распоряжаться недвижимостью. Они отмечают, что принятие постановления было незаконным, поскольку у Лужкова не было полномочий для его подписания. Надежда на восстановление справедливости появилась у жильцов башен КЛИМ после смены власти в Москве: теперь отменить постановление Лужкова, возможно, сможет Сергей Собянин.Жильцы резонно отмечают, что не может служебным считаться то помещение, за которое профессура отдала свои квартиры государству: во всяком случае, на таких же условиях (социальный найм в ведомственных домах) были заселены десятки домов — и их права никто не ограничивал.
Широкую огласку история в очередной раз получила в конце февраля 2011 года, когда инициативная группа жильцов написала открытое письмо президенту России Дмитрию Медведеву и Сергею Собянину. В этом письме красочно описывается сложившаяся ситуация: из-за того, что жилье стало служебным, в него оказалось непросто прописать родственников, новорожденных детей. Кроме того, были зафиксированы случаи выписывания из квартир тех, кто уехал в длительные загранкомандировки, причем профессоров в известность о таких решениях ставили только по приезде назад. Во всех случаях жильцам приходилось обращаться в суд, который, как видно из документов, представленных инициативной группой КЛИМ, переходил на их (жильцов) сторону.
Естественно, жильцы не смогли и распоряжаться имуществом, которое они считали своим, например, приобрести их в собственность (и потом продать), обменять и даже встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ситуация осложнилась в середине 2000-х годов когда жилые корпуса были объединены с нежилыми в единый нежилой объект. Получилось, что все четыре башни исчезли из баз данных квартир, а люди оказались прописаны в служебных помещениях нежилого здания.
Жильцы утверждают,что в компенсацию за квартиры в башнях КЛИМ им пообещали жилье в домах, которые построит "Интеко" на территории университета: в частности, в жилых комплексах "Шуваловский", "Доминион" и "Татьяна", но сделано этого не было.
К этому стоит добавить, что большинство из тех, кто проживает рядом с ГЗ – люди уже совсем немолодые. Они, тем не менее, вынуждены обивать пороги разных бюрократических организаций, где, как это часто бывает, их слушать не хотят.
Позиция МГУ
Представители университета за февраль и начало марта несколько раз прокомментировали ситуацию с жильцами башен КЛИМ. Суть их заявлений сводится к тому, что не правы как раз-таки жильцы, а вот администрация МГУ ведет себя благородно.В МГУ считают, что жильцы не имеют права приватизировать квартиры, а вся шумиха поднята для того, чтобы получить разрешение на переход квартир в частную собственность. В университете этого допускать не хотят, поэтому считают постановление Юрия Лужкова от 1994 года правильным. Кроме того, по словам проректора МГУ Александра Черняева, университет ведет "благородную политику", не выселяя из жилья тех, кто давно уже в МГУ не работает.
Что касается новых квартир, то, как заявил ректор МГУ Виктор Садовничий (он сам живет в одной из башен), их жильцам в университете предоставить готовы, но не в собственность, а по договору коммерческого найма на пять лет. При таких условиях переезжать, правда, никто не готов, но в МГУ считают, что и так сделали для жильцов все, что могли.
В МГУ особо подчеркивают, что башни вместе с ГЗ являются единым комплексом, за которым нужно следить, чтобы не нарушилась архитектурная целостность проекта. Это можно понять: если предположить, что квартиры в башнях будут свободно продаваться, туда быстро съедутся богатые москвичи, которые захотят устроить перепланировки, провести "модернизацию" в подъездах, устроить какие-нибудь стоянки. Таким образом, велик риск, что ГЗ превратится в дополнение к жилому комплексу, а не жилой комплекс будет дополнением к ГЗ, как это изначально и задумывалось.
Ответ жильцов
Как выяснилось к середине марта, на письмах Дмитрию Медведеву и Сергею Собянину жильцы башен КЛИМ останавливаться не собираются. После того, как от чиновников не пришло никакого ответа, они обратились к генеральному прокурору Юрию Чайке и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву.В этом письме жильцы особо напирают на то, что их права, предусмотренные Конституцией, нарушаются, а также просят наказать конкретных лиц, в первую очередь, уже упомянутого Александра Черняева. Кроме того, жильцы обращают внимание на то, что ГЗ и башни КЛИМ хоть и являются формально единым комплексом, но между ними отсутствуют внутренние коммуникации, они являются полностью независимыми от ГЗ зданиями.
Пока на письмо жильцов не ответили и Юрий Чайка с Рашидом Нургалиевым, так что пока стороны остаются при своем. При этом время работает явно не на тех, кто живет в башнях КЛИМ: пожилым профессорам будет все сложнее отстаивать свои позиции.