Неудобный человек Тило Саррацин посеял раздор среди социал-демократов

Бывший член правления бундесбанка, автор нашумевшей книги "Германия - самоликвидация" Тило Саррацин вновь спровоцировал политический скандал. На этот раз сам он, впрочем, оказался не при чем. Поводом послужило решение, принятое руководством СДПГ по итогам внутрипартийного разбирательства, в ходе которого обсуждалось, может ли Саррацин после критических высказываний в адрес мигрантов оставаться в рядах социал-демократов. Как оказалось, может. Может, даже несмотря на громкую шумиху с требованиями об исключении, поднятую самими же социал-демократами. Такая непоследовательность расколола СДПГ и нанесла удар по ее имиджу.

Заседание специальной дисциплинарной комиссии - товарищеского суда, который должен был решить вопрос об исключении Тило Саррацина из партии - состоялось в четверг, 21 апреля в Берлине. В состав комиссии вошли члены окружного, земельного и федерального объединений СДПГ. В итоге все претензии, предъявленные однопартийцами Саррацину в связи с выходом книги "Германия - самоликвидация", были отозваны. Для этого оказалось достаточно официального заявления от самого автора, содержание которого можно суммировать следующим образом: "был не понят, никого не хотел обидеть, всегда был и буду за СДПГ".

"Я был далек от мысли дискриминировать в своей книге те или иные социальные группы, в особенности мигрантов. Гораздо в большей степени высказанные мной положения должны способствовать интеграции различных групп мигрантов, - отметил Саррацин. - Я не защищал точку зрения, будто социал-дарвинистские теории должны быть применены в политической практике <...> и не требовал проведения никакой селекционной демографической политики. Я не намеревался своими утверждениями ставить под сомнение социал-демократические ценности. Если члены партии сочли себя оскорбленными, я глубоко сожалею об этом, хотя уверен, что моя книга не могла послужить поводом для этого".

Казалось бы, конфликт был счастливо исчерпан. "Дело Саррацина" доставило СДПГ немало хлопот. Решение начать разбирательство по исключению Тило Саррацина из СДПГ, как оказалось, было принято слишком поспешно: еще до того, как его книга стала бестселлером (на сегодня продано уже 1,27 миллиона экземпляров), она сделала тему иммиграции и интеграции одной центральных в немецкой политике на ближайшие десятилетия. Более того, намерение руководства СДПГ исключить Саррацина было не понято рядовыми членами партии, многие из которых расценили это как травлю. Генеральный секретарь СДПГ Андреа Налес была вынуждена отправить письмо в нижестоящие организации, разъясняя позицию руководства.

За Тило Саррацина вступились почетные члены СДПГ, например, бывший бургомистр Гамбурга Клаус фон Донани (Klaus von Dohnanyi), который в итоге выступил в роли его адвоката перед дисциплинарной партийной комиссией. Сам Саррацин дал понять, что не уступит нажиму партийных бонз, заявив, что состоит членом СДПГ почти 40 лет и скорее унесет партийный билет с собой в могилу, чем положит его на стол. Словом, намечался полноценный конфликт, который мог негативно отразиться на шансах СДПГ в "супервыборный год", когда в Германии проходит ряд важнейших земельных избирательных кампаний, в том числе в Берлине. Именно берлинское отделение СДПГ, как отмечает Welt, активно добивалось прекращения "дела Саррацина", памятуя о том, что в Берлине выборы назначены уже на осень.

В итоге стороны достигли компромисса, Тило Саррацин извинился, его простили, всем стало легче. Но оказалось, что, избежав одного внутрипартийного конфликта, руководство СДПГ спровоцировало новый, не менее острый. И дело уже даже не в Саррацине (хотя и в нем тоже), а в том, заслуживает ли партийное руководство СДПГ доверия. Как отмечает Sueddeutsche Zeitung, осенью 2010 года за начало дисциплинарной процедуры в отношении Саррацина проголосовали все - за исключением одного - члены президиума СДПГ; при этом о содержании его книги, которая в тот же день только поступила в продажу, многие если и знали, то лишь из газет.

Между тем глава партии Зигмар Габриэль тогда же публично заявил, что не понимает, что Саррацин делает в рядах СДПГ. В статье для Zeit Габриэль отметил по поводу книги "Германия - Самоликвидация" буквально следующее: "Тот, кто советует нам терпеть подобные взгляды в наших рядах, фактически предлагает нам отказаться от всего того, что составляет суть социал-демократии, от образа свободного и способного к освобождению человека". На протяжении нескольких месяцев Саррацин подвергался яростным атакам. А в результате все закончилось покаянным заявлением из трех абзацев, и та же самая Андреа Налес, которая еще недавно разъясняла рядовым членам партии, почему Саррацина надо исключить из партии, теперь отмечает, что полюбовное соглашение - самый разумный выход из ситуации.

Волна критики, поднявшаяся внутри СДПГ в ответ на этот "разумный выход", направлена, как представляется, не столько против Тило Саррацина, сколько против оппортунистической политики партийного руководства. В Сети появилась "Берлинская декларация", которую подписали около 700 членов СДПГ. Главное недоумение у авторов обращения вызывает "зигзагообразный курс партии в вопросе о Саррацине". "Мы приносим свои извинения всем тем, кто был оскорблен или разочарован подобным поведением", - отмечается в декларации. Как можно было предположить, наиболее острая критика исходит со стороны левого крыла СДПГ и молодежной партийной организации социал-демократов Jusos.

Глава Центрального совета мусульман Германии Айман Мазиек и генеральный секретарь Центрального совета евреев Германии Штефан Кремер также заявили о своем разочаровании решением дисциплинарной комиссии, оставившей Тило Саррацина в СДПГ. Всего этого можно было бы избежать, если бы после публикации книги "Германия - самоликвидация" партийное руководство социал-демократов не набросилось в ярости на ее автора, пытаясь набрать политические очки на изгнании "расиста" из собственных рядов, а заняло бы более спокойную позицию. По крайней мере, это оставило бы место для маневра. Второй раз в СДПГ ошиблись, когда пошли на попятную и после громких угроз выдворения Саррацина из партии ограничились полюбовным соглашением. Такая политика и впрямь заслуживает эпитета "зигзагообразная".

Впрочем, в СДПГ нашлись люди, которые уже придумали, как поправить ситуацию и сохранить лицо. Так, глава земельного отделения СДПГ в Нижней Саксонии Олаф Лис (Olaf Lies) заявил, что Саррацину следовало бы проявить благородство, взять на себя ответственность и выйти из партии, тем самым защитив ее от нападок. Точно так же, как Тило Саррацин поступил в сентябре 2010 года, когда добровольно ушел из бундесбанка и избавил новоизбранного президента Кристиана Вульфа от необходимости принимать непопулярное решение о его увольнении. Однако, кажется, что на этот раз социал-демократам не стоит обольщаться. В случае с бундесбанком речь шла всего лишь о работе, а в случае с СДПГ - об убеждениях, которым, какими бы они ни были, Тило Саррацин до сих пор не изменял.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше