Полгода назад, когда Сергей Собянин стал мэром Москвы, участники столичного рынка недвижимости приготовились к серьезным структурным и кадровым переменам в столичном стройкомплексе. Ожидали они и серьезных изменений в системе принятия решений чиновниками от строительства. Градоначальник ожидания застройщиков не обманул, уделив повышенное внимание проблемам стройотрасли. "Лента.Ру" решила вспомнить, чем порадовал и огорчил мэр стройкомпании.
Неизбежная реформа
В том, что Собянин с первых своих шагов на новой должности начнет уделять повышенное внимание строительной сфере, сомневаться не приходилось. Эта отрасль для города имеет первостепенное значение, так как прямо связана с его развитием. Конечно, есть еще ЖКХ, медицина, образование, транспортная система, социальная сфера, жилищная политика. Но стройотрасль стоит особняком, поскольку требует не только финансовых вливаний, но и существенно подпитывает городскую казну за счет налогов, отчислений за право реализации инвестконтрактов, земельных платежей. Счет в данном случае идет на миллиарды рублей, поэтому подстроить под себя, взять под личный контроль строительный сектор для Собянина было крайне важно.
Реформу стройкомплекса можно было легко спрогнозировать и по другой причине. Смена власти в Москве произошла таким образом, что Собянину сразу пришлось осваивать роль критика прежних городских властей. В этих условиях стройотрасль со всеми своими недостатками стала отличной мишенью для метания критических стрел. Здесь куда ни ткни, почти везде есть к чему придраться: взятки, откаты, кумовство, "свои" люди наверху, "приближенные к телу" застройщики, незаконные и самовольные стройки, бесчисленные согласования, сотни печатей и подписей, разрушение исторических зданий и снос памятников культуры, наплевательское отношение к интересам горожан, застройка природных территорий, пренебрежение нормами строительства, и так далее и тому подобное. Всего не перечислишь. Справедливости ради стоит сказать, что все эти явления являются нормой для любого российского города или региона.
Парадоксальная система
Схему работы столичного стройкомплекса, формировавшуюся долгие годы, смело можно назвать парадоксальной. Система, при знакомстве с которой у руководителей многих компаний, прежде всего, западных, на время вообще пропадало желание строить что-либо в Москве, доказала свою эффективность. Объясняется это довольно просто. Есть определенные правила игры, которые желающие получить входной билет на прибыльный столичный рынок недвижимости либо принимают, либо нет. В самом примитивном виде выглядит это следующим образом. Хотите получить выгодный горзаказ на строительство муниципального жилья? Нужен хороший участок под застройку? Необходимо согласовать проект? Нет проблем, пожертвуйте так сказать на ремонт здания мэрии, департамента, комиссии, префектуры или управы. И вот такое "сотрудничество" власти и бизнеса дает результат.
Сами застройщики, что примечательно, особо и не жалуются на такие условия работы. Как говорится, себе дороже. Проще выместить свое недовольство на клиентах, включив так называемые административные расходы по проекту в конечную стоимость жилья или арендной ставки. Первым и единственным, кто публично посетовал на забюрокраченность московского стройрынка, стал глава финского концерна SRV Юкка Хиенонен. Сделал он это аккурат после отставки Юрия Лужкова и только после того, как холдинг уже открыл в столице свой бизнес-центр. По его словам, для реализации проекта компании потребовалось получить 242 печати и подписи. В среднем, отметил бизнесмен, получение разрешительной документации на строительство в Москве занимает 540 дней, тогда как в Финляндии на это требуется в среднем 66 дней.
Совершенно ясно, что так быть не должно. При этом упрямая статистика говорит в пользу вроде бы порочной схемы. Долгие годы в Москве жилья строилось больше, чем в любом другом субъекте РФ. Лишь последние годы город уступил пальму первенства Подмосковью. При этом объемам строительства социального жилья в столице остальные регионы могли только позавидовать. По темпам строительства офисов, торговых центров и торгово-развлекательных комплексов столице не было равных не только в России, но и в Европе. Такой вот парадокс.
Кадры решают все
Поставил ли Сергей Собянин цель сразу и в корне изменить существующее положение вещей в столичном стройкомплексе, сказать трудно. Вероятнее всего, на данном этапе такая задача не стоит, ввиду проблематичности ее выполнения. Как опытный аппаратчик, Собянин решил "разгребать конюшни" постепенно и точечно, начав с обновления кадров.
Изменения коснулись руководящего состава почти всех ведомств, так или иначе связанных со строительством. При этом на первые роли вышли чиновники, ранее уже работавшие в системе стройкомплекса, но не занимавшие ключевые посты. Исключением стала должность "главного по тарелочкам". Ее занял бывший министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Марат Хуснуллин, кандидатура которого очевидно была согласована на федеральном уровне. Специально под него была создана должность заместителя мэра по строительству. Приход Хуснуллина в команду Собянина фактически ознаменовал начало заката эры теперь уже бывшего главы стройкомплекса Владимира Ресина, который руководил отраслью почти 20 лет, фактически замкнув на себе принятие всех решений в этой сфере. Сразу убрать из власти такого "тяжеловеса" Собянин не решился, назначив Ресина единственным первым заместителем мэра. Как показало время, это был хорошо продуманный шаг. Постепенно Ресин стал терять оперативный контроль над некогда подвластной ему епархией. Скорый уход давнего соратника Юрия Лужкова из власти для многих экспертов стал очевиден, после того, как Собянин строго очертил границы его ответственности - строительство "Москва-Сити", реконструкция Большого театра и консерватории имени Чайковского.
Параллельно с кадровой чисткой в столице осуществлялась и реорганизация структуры стройкомплекса. В частности, департамент городского строительства был преобразован в департамент градостроительной политики. Теперь это ведомство отвечает за разработку политики в сфере градостроительства и за ее реализацию. Кроме того, в один департамент - строительства - были объединены департаменты городского заказа капитального строительства и дорожно-мостового и инженерного строительства. К основным функциям этого ведомства, в частности, относится контроль за проектированием и строительством объектов недвижимости.
Кроме того, Собянин создал и возглавил градостроительно-земельную комиссию по решению насущных профильных вопросов. Также был образован штаб городского строительства, который призван координировать деятельность всех строительных организаций столицы. Руководить штабом мэр также взялся лично.
Запреты
Кабинетную работу по наведению порядка в стройкомплексе Сергей Собянин совмещал с запланированными или внезапными выездными инспекциями, по итогам которых было принято несколько важных решений. Сначала под горячую руку мэра попали многочисленные объекты торговли, расположенные на МКАДе. Собянин потребовал ограничить строительство торговых комплексов вдоль кольцевой дороги. Затем был введен запрет на новое строительство офисов и ТЦ в пределах третьего транспортного кольца (ТТК). По мнению Собянина, подобные меры могут стать одним из способов решения транспортных проблем города. Ограничение на застройку центра города коснутся и проектов жилищной застройки. По решению мэрии, единственным резервом для строительства жилья в пределах ТТК теперь является реновация "пятиэтажных" кварталов при минимальном уплотнении территории.
С самого начала Собянин продемонстрировал, что знает и о так называемых "горячих" строительных точках и готов учитывать мнение москвичей относительно тех или иных проектов. В частности, Собянин отменил строительство крупного офисного комплекса на пересечении Подколокольного и Хитровского переулков. Долгие годы против проекта выступали местные жители, по мнению которых, 8-этажное здание никак не вписалось бы в окружающий архитектурный ландшафт.
Еще одно вето Собянина стало самым обсуждаемым событием среди участников и экспертов рынка недвижимости. В конце прошлого года мэр заморозил на неопределенный срок мегапроект холдинга "Интеко" Елены Батуриной на западе Москвы (несколько жилых и многофункциональных комплексов). Поводом для отмены стройки стали претензии Росимущества, которое утверждало, что часть площадки под застройку зарезервирована под иностранные дипмиссии. Некоторые эксперты увидели в этом решении тревожный сигнал для компании супруги Юрия Лужкова, поставивший под сомнение развитие ее бизнеса в столице. По мнению других аналитиков, таким образом было положено начало вымыванию с рынка компаний, близких к прежним городским властям.
Ревизия
Другим решением Собянина стала его инициатива по инвентаризации всех инвестиционных строительных контрактов в столице. В выражениях мэр не стеснялся, заявив, что подавляющая часть договоров с застройщиками являет собой образец "российской коррупции, чиновничьего беспредела и просто бестолковщины". Ревизией 1175 действующих контрактов на строительство 40 миллионов квадратных метров недвижимости различного назначения занялась градостроительно-земельная комиссия.
В конце апреля стало известно, что более 70 инвестконтрактов не прошли проверку из-за негативного влияния на транспортную обстановку в городе или грубого невыполнения обязательств инвесторами. Реализация около 100 проектов была признана обоснованной, но с некоторыми оговорками.
Кнут на пряник
После подведения первых итогов ревизии выяснилось, что мэрия решила войти в положение пострадавших от кризиса добросовестных инвесторов. Как сообщил Собянин, власти Москвы "простят" инвесторам все накопившиеся штрафы за простой проектов при условии, что инвесторы перезаключат с городом контракт, в котором будут прописаны жесткие сроки реализации проекта. По его мнению, такой шаг, в частности, значительно упростит реализацию жилищных инвестконтрактов, за многими из которых стоят интересы тысяч частных инвесторов.
"Амнистия" для штрафников стала лишь первой поблажкой для застройщиков. По решению города, в будущем вместо нынешних двух процентов от рыночной стоимости проекта за каждый месяц просрочки инвесторы должны будут платить 0,5 процента за полгода. Если же застройщик не уложится и в новые сроки, то сумма штрафа составит один процент.
Приятные новости для девелоперов на этом не закончились. На недавнем совещании в мэрии Собянин поручил отменить около 30 дополнительных согласований, необходимых для проведения госэкспертизы проектной документации. "Ни одного такого согласования федеральным законом не предусмотрено. Это чисто московская самодеятельность. Самодеятельность даже не правительства Москвы, а подразделений структурных, которые придумали эти экспертизы и проводят в собственных своих конторах и приближенных организациях", - сказал мэр. Теперь процедура будет выглядеть следующим образом. Документация передается в Мосэкспертизу, которая в течение 45 дней проводит экспертизу и выдает готовое заключение.
Бальзам на сердце девелоперов пролил и глава Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко.
Чиновник рассказал РИА Новости, что в скором времени его ведомству должна быть передана часть функций Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ). В частности, речь идет о выдаче ордеров на производство земляных работ. В результате оформление ордеров, которое раньше занимало до двух месяцев, будет осуществляться гораздо быстрее. В целом же, по словам Зайко, работа по устранению административных барьеров в строительстве направлена на то, чтобы застройщику от выделения земельного участка до выхода на стройплощадку хватало менее года, а не три года как сейчас.
Хватит ли воли?
Говорить о том, что перемены к лучшему в московском строительном секторе вот вот наступят, безусловно, рано. Застройщики пока не торопятся с выводами, ведь обещания облегчить им жизнь звучали и раньше. Более того, прежний мэр также ограничивал застройку в историческом центре и требовал упростить разрешительные процедуры. Однако на принятии решений в целом это так и не отразилось. Своими решениями относительно строительного сектора Собянин показал, что хочет навести порядок в стройкомплексе. Главный вопрос - насколько далеко он готов пойти, хватит ли у мэра политической воли, чтобы побороть порочную систему, которая так хорошо прижилась не только в Москве, но и во вей России.
Среда обитания