В четверг, 12 мая, в Брюсселе состоялась встреча министров внутренних дел стран Евросоюза. Основной темой совещания стало предложение Италии и Франции ужесточить правила передвижения внутри Шенгенской зоны. Сойдясь в том, что речи об отмене безвизового режима не идет, участники встречи договорились как можно четче определить условия, при которых в Шенгене может быть введен пограничный контроль.
Предложение об ограничении передвижения внутри безвизовой зоны было принято в качестве компромисса, призванного разрешить конфликт между Римом и Парижем, причиной которого стал приток в Италию тысяч беженцев из Северной Африки. Приняв их у себя и выдав им временные разрешения на пребывание в Шенгенской зоне, итальянцы вызвали гнев Франции, куда большая часть франкоязычных мигрантов поехала в поисках лучшей жизни. Не желая принимать у себя нелегалов, французы на время перекрыли границу с Италией, спровоцировав скандал, который в итоге был разрешен на встрече лидеров обеих стран - президента Николя Саркози и премьера Сильвио Берлускони.
Изначально успех совместной французско-итальянской инициативы был поставлен под сомнение: раскритиковав идею об ограничении передвижения внутри безвизовой Шенгенской зоны - главного достижения европейской интеграции, многие аналитики назвали ее немыслимой и уверенно предсказали, что страны Евросоюза на такое никогда не пойдут. Тем не менее, появилось немало сторонников и противоположной точки зрения, которые были готовы к худшему. Одним из поводов для беспокойства стала реакция Еврокомиссии, которая еще до того, как Италия с Францией помирились, поддержала именно Париж. В частности, в руководстве ЕС сочли, что французы имели полное право ввести временный погранконтроль из-за угрозы безопасности, что официально предусматривается Шенгенским соглашением.
Нервозности и интриги событиям добавило почти полное отсутствие реакции из Брюсселя уже после того, как Париж и Рим отправили туда послание с изложением своей инициативы. Кроме того, у Италии с Францией неожиданно появился союзник в лице вице-президента Ассоциации полиции северных стран норвежца Арне Йоханнессена (Arne Johannessen), который призвал восстановить пограничный контроль в Скандинавии и во всей Шенгенской зоне в целом из-за роста преступности. Ее источником, по словам норвежца, являются прибалтийские страны, лишь недавно присоединившиеся к безвизовой зоне. Напрямую же Италию с Францией поддержали Греция и Мальта, которые, будучи средиземноморскими странами, также подвергаются повышенному миграционному давлению из Северной Африки.
В начале мая, казалось, ожидания пессимистов стали сбываться: комментируя предложение об ограничении передвижения внутри Шенгена, комиссар ЕС по внутренним делам Сесилия Мальмстрем (Cecilia Malmstroem) высказалась в его поддержку. В своем заявлении она оговорилась, что подобные меры следует вводить только в крайних случаях, однако слова еврокомиссара все же дали повод многим аналитикам рассуждать о возможном конце "свободной Европы". Тогда же Мальмстрем предложила вынести инициативу на обсуждение министров внутренних дел стран ЕС.
Совещание продемонстрировало, что абсолютного единства среди участников Евросоюза не существует, однако говорить о том, что встреча оказалась бессмысленной и безрезультатной, было бы не совсем верно. Одним из возможных индикаторов того, что в Европе пока еще не все так плохо, стала почти что взрывная реакция шенгенских стран на действия властей Дании, которые накануне встречи объявили о скором восстановлении таможенного контроля на границах с Швецией на севере и с Германией на юге. Несмотря на заверения датской стороны о том, что меры направлены на борьбу с преступностью и коснутся лишь таможенных досмотров, не приведя к ужесточению паспортного контроля, партнеры по Шенгену подвергли инициативу Копенгагена очень жесткой критике. Острее всех отреагировала Германия, чей министр иностранных дел Гидо Вестервелле подчеркнул неприемлемость ситуации, когда принцип свободы передвижения приносится в жертву внутриполитическим мотивам.
Резкость реакции усиливается тем фактом, что в Дании, условия въезда в которую и так считаются одними из самых жестких в Шенгене, уже давно практикуются случайные таможенные досмотры въезжающих автомобилей. Однако более показательной, пожалуй, стала реакция министра внутренних дел Франции Клода Геана (Claude Gueant), при чьем непосредственном участии разгорелся пограничный скандал между Парижем и Римом. "В условиях совместного управления общей территорией устанавливать индивидуальные правила ненормально. Это просто невозможно", - прокомментировал Геан решение датских властей. Более того, уже после проведения встречи в четверг глава французского МВД заверил журналистов, что парижско-римская инициатива многими была неверно интерпретирована. "Мы хотим не меньше Европы, а больше", - заявил Геан.
В целом на совещании много раз прозвучали слова о необходимости сохранить существующий безвизовый порядок пересечения границ внутри Шенгенской зоны. Вместе с тем представители большей части стран ЕС, входящих в зону (15 из 22), сошлись в том, что реформа соглашения все же нужна. Суть же этой реформы, как следует из многочисленных заявлений, сводится не столько к упрощению процедуры введения временного погранконтроля внутри Шенгена, сколько к ее большей формализации. "Нам нужны предельно ясные правила и процедуры, с тем чтобы не допустить односторонних и нескоординированных решений отдельных стран - членов [Шенгенской зоны]", - резюмировала итоги дискуссии Сесилия Мальмстрем. Основные же разногласия при этом вызывает вопрос о том, какую роль в принятии централизованных решений получит Еврокомиссия. В то время как в Брюсселе настаивают, что последнее слово должно принадлежать именно ему, многие страны считают, что в вопросе введения погранконтроля у них должно быть больше автономии.
Не исключено, что кардинальное сближение позиций произойдет уже 24 июня, когда в Брюсселе состоится саммит ЕС. Однако до того, как какие-либо решения вступят в силу, они должны пройти еще как минимум два этапа: утверждение в правительствах стран - членов Шенгенской зоны (то есть и тех государств, которые в Европейский союз не входят), а затем в Европарламенте. Последний этап многие аналитики называют самым сложным, так как уже сейчас евродепутаты выступают с резкой критикой в адрес инициатив по внесению любых изменений в Шенгенское соглашение.
Между тем еще в начале мая комитет по гражданским свободам Европарламента выступил в поддержку расширения Шенгенской зоны за счет включения в нее Румынии и Болгарии, чье законодательство, по мнению парламентариев, было приведено в соответствие с европейскими стандартами. Если позиция комитета будет учтена, обе страны могут стать частью безвизового пространства уже в текущем году. И это дает повод надеяться, что хоронить "свободную Европу" пока еще рано.