Участники группы "Би-2" 6 июня 2011 года объявили о запуске социальной сети "Планета", предназначенной для музыкантов и их поклонников. Новая площадка должна помочь артистам в распространении собственных записей и анонсировании концертов, а меломанам предоставляет шанс пообщаться с кумирами напрямую и получить доступ к интересующей их музыке.
Шура и Лева приурочили к запуску "Планеты" выход своего нового сингла "Оптимист", который можно в нескольких вариантах бесплатно скачать в сообществе "Би-2", а также предложили поклонникам "стать акционерами" грядущего альбома "Spirit", выход которого назначен на ноябрь 2011 года. Человек может пожертвовать на новую пластинку от 250 до тысячи рублей и получить соответственно "серебряный" или "золотой" билет. Если первый дает право просто скачать будущую пластинку в трех форматах, то обладателям "золотого" билета обещаны всяческие дополнительные бонусы вроде досрочного ознакомления с альбомными треками или приглашения на секретную концертную презентацию.
"Би-2" запустили "Планету" не в одиночку - вместе с Шурой Би-2 на программной пресс-конференции в РИА "Новости" присутствовали продюсер Юрий Усачев, в прошлом участник дуэта "Гости из будущего", Макс Лакмус из группы (ни за что не догадаетесь!) "Лакмус", а также Святослав Пономарев, судя по его официальному сайту, занимающийся всеми видами искусства подряд. Продюсер Усачев высказался в том ключе, что "этот портал станет ответом на вопрос, как донести новую музыку от исполнителей непосредственно до слушателя и сделать это наиболее качественно и интересно, быстро, официально и без нарушения прав".
"Планета" пока работает не в полную мощь, понятно, что первые недели и даже месяцы после запуска будут посвящены отлаживанию функционала и поиску всяческих багов. Однако видно, что к запуску создатели ресурса подготовились, проведя предварительную работу с некоторыми знаковыми артистами. Так, например, на "Планете" можно послушать и даже скачать все официальные альбомы группы "Аквариум" - интересно, что Гребенщиков со товарищи принимали активное участие в раскрутке другого подобного ресурса "Круги", запущенного в 2008 году.
Большинство других мэйнстримовых русскоязычных групп представлено на "Планете" не слишком эксклюзивными подборками видеоклипов, которые попросту аккуратно систематизированы на основе тех, что уже имеются на YouTube.
Что касается уже упомянутых выше "Кругов", то они на сегодняшний день, пожалуй, являются наиболее удобным вариантом для взаимодействия музыкантов и поклонников. Проект Мирослава Сарбаева уже имеет в своем активе несколько удачных опытов. Вспомнить хотя бы тот же "Аквариум", с 2008 года полностью переключившийся на "Круги" как основную площадку для выпуска новых записей. Ранее всяческие раритеты и эксклюзивы выкладывались на официальном сайте группы, а начиная с альбома "Лошадь белая" перекочевали на "Круги".
Примеру Гребенщикова последовали и другие заслуженные представители музцеха. Лидер "Мегаполиса" Олег Нестеров организовал на "Кругах" своеобразное акционерное общество по выпуску виниловой версии альбома "Супертанго". Помимо опции "внести предоплату за пластинку", музыканты предложили поклонникам еще несколько эксклюзивных услуг. Так, посещение репетиции группы было оценено в 75 долларов, фотография с "Мегаполисом" - в 100, мастер-класс Олега Нестерова "Стимуляция творческого процесса" для 4-10 человек стоил 500 долларов, а закрытый акустический концерт - пять тысяч долларов.
Любой желающий мог, заплатив две тысячи долларов, войти в историю как "исполнительный продюсер" пластинки "Супертанго". Самой же экзотической опцией, прилагавшейся к предзаказу винила, было эксклюзивное купание собаки заказчика всего за 8 дополнительных долларов. Музыкальный редактор "Ленты.ру", к слову, пластиночку себе заказал, но вот собаку ему выкупать не удалось - бонус ограничивался пятью счастливчиками.
Еще один удачный пример "доверительного" взаимодействия продемонстрировал Евгений Федоров, в 2010 году сменивший культовую группу Tequilajazzz на новый проект под названием Zorge. Музыканты Zorge обратились к поклонникам через "Круги", предложив посодействовать записи дебютного альбома. Сбор средств начался в апреле 2011 года, а к началу июня счетчик на странице артиста свидетельствует о неплохих результатах - за каких-то пару месяцев поклонники пожертвовали Федорову и Ко почти 9 тысяч долларов.
Музыкальная индустрия, все более явно утекающая из загребущих рук лейблов, в целом способствует развитию проектов наподобие "Планеты". Не последним фактором их успеха является и рост интереса к социальной составляющей интернета в целом. Удивительно, но ресурсы, стоявшие у истоков жанра, при этом переживают спад. В меньшей степени это относится к Last.fm, который, правда, перестал быть единственным в своем роде и из-за этого подрастерял аудиторию, в большей - к MySpace, который медленно, но верно приближается к краю пропасти.
Всего пару лет назад иметь страничку на MySpace были обязаны все уважающие себя артисты, сегодня же эти страницы выглядят некоторым рудиментом, особенно с учетом последних ограничений на прослушивание музыки незарегистрированными пользователями. Справедливости ради отметим, что на "Планете" контент также доступен лишь зарегистрированным юзерам в отличие, скажем, от "Кругов", где музыку можно слушать и без регистрации.
В 2010-2011 годах в сети появилось достаточное количество удобных площадок для хостинга и продажи собственной музыки - тут вам и SoundCloud, и BandCamp, и отечественный ThankYou с Нойзом МС, Григорием Лепсом и Андреем Макаревичем на щите. Нельзя забывать и о проекте Ikra.tv, который был запущен группой "Мумий Тролль" в конце 2007 года. Помимо участия в Ikra.tv Илья Лагутенко с коллегами предлагали всем желающим посоревноваться за право записываться на студии группы под руководством продюсера Павло Шевчука.
При таком богатстве выбора "Планете" придется выдерживать весьма серьезную конкуренцию со стороны более опытных игроков на рынке - например, тех же "Кругов", уже сделавших себе солидное имя и аудиторию. Все-таки новые записи группы "Би-2", которые стали основной "клубничкой" на стадии запуска "Планеты", давно не являются пределом мечтаний для меломанов.
А тем временем, западные коллеги придумывают собственные финты ушами для продвижения новой музыки. Так, британская группа Kaiser Chiefs предложила поклонникам самим составить новый альбом группы из 20 свежезаписанных песен, нарисовать к нему обложку и продавать. Для участия в бизнес-эксперименте необходимо только перечислить стартовые 7 с половиной фунтов за полюбившиеся 10 песен, которые войдут в ваш личный альбом Kaiser Chiefs. В будущем за каждое скачивание "авторской" версии диска (любая из которых стоит на официальном сайте KC те же 7,5 фунта) ее составителю перечисляется фунт стерлингов. Приходится констатировать - начав делиться со слушателями прибылью, музыканты вплотную подошли к тому, чтобы доплачивать им за внимание. Такой вот шоу-бизнес.