Новости партнеров

Большие папавозы

Бенедикт XVI сделает ватиканский транспорт экологичным

О том, что Бенедикт XVI перешел на сторону "Гринписа" и всех, кто считает необходимым пользоваться экологичным транспортом, было объявлено еще в декабре 2010 года. Тогда глава администрации Ватикана, кардинал Джованни Лайоло (Giovanni Lajolo), сообщил, что следующий папамобиль будет работать исключительно на электричестве.

Но позднее агентство DPA сообщило, что двигатель будет гибридным - в первую очередь из-за соображений безопасности. В случае, если на папу кто-нибудь покусится, мощности электрокара может не хватить на то, чтобы умчать понтифика подальше от места происшествия. Традиционный поставщик папамобилей, компания Mercedes-Benz, пообещала изготовить новую машину к запланированному на осень визиту папы Римского в Германию.

Mercedes-Benz с Ватиканом связывает давнее сотрудничество. Тесная дружба немецкой компании с автопарком папы началась сразу после подписания Латеранских соглашений, обеспечивших Ватикану самостоятельность, а понтифику - возможность передвигаться за пределами своего самого крохотного и самого известного во всем мире государства. Но история автопарка папы началась не с "мерседеса", а с "италы", небольшого открытого автомобиля, который еще в 1909 году презентовал Пию X, тогдашнему главе Католической церкви, епископ Нью-Йорка. Впрочем, в те годы автомобили не пользовались большой популярностью, поэтому папа предпочитал пользоваться более практичной каретой.

Все изменилось в двадцатые годы. Автомобили постепенно становились основным средством передвижения, автопарк Ватикана потихоньку разрастался. Ходили даже слухи, будто преемник Пия X, Бенедикт XV, любил машины настолько, что нередко сам садился за руль.

Но и тогда, и позднее автомобили понтификов не были "папамобилями" в привычном значении. Это были просто дорогие и удобные машины, похожие на те, на которых передвигались крупные политики. Отличались они разве что цветом и дизайном интерьера. Так, в 1929 году Citroen подарил Ватикану единственный в своем роде Citroen C6E Lictoria V6 "амарантового", то есть темно-бордового цвета. Именно с него началась традиция оформлять сидение папы в виде небольшого трона.

Эту традицию продолжил первый "мерседес" в автопарке Ватикана - Nurburg 460. Корпорация подарила автомобиль Пию XI в 1930 году. Особую ценность для истории автомобиль представляет из-за своего уникального внутреннего оформления: внутри машина была обита вышитым пурпурным атласом. А на потолке красовался вышитый голубь - символ Святого Духа.

Следующий папа, Пий XII тоже отдавал предпочтение продукции компании Mercedes. Его любимой машиной был Mercedes-Benz 320, на котором папа разъезжал с 1939 года. Но вскоре после окончания войны машина загадочным образом сломалась. Понтифику пришлось пересесть с любимого немецкого автомобиля на более политкорректное творение американского автопрома - Chrysler Crown Imperial.

Впрочем, американский период в истории ватиканского автопарка длился недолго. Вскоре понтифики вернулись к привычным "мерседесам". Так, любимым автомобилем папы Иоанна XXIII считается так называемый "мерседес Аденауэра". Именно этот автомобиль, получивший свое имя в честь первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, но существенно переделанный, был подарен понтифику в 1960 году. Новое авто папы развивало скорость до 160 километров в час и было оборудовано практически всем, чего может пожелать душа скромного пожилого понтифика: от кондиционера до специальной складной лестницы.

1965 год ознаменовался первой революцией в автопарке Ватикана: именно тогда Павел VI, сменивший на этом посту Иоанна XXIII, пересел в открытую машину с сидением, способным поднимать своего пассажира для лучшего обзора публики. Это случилось в Америке, когда понтифик отправился туда, чтобы выступить на Генеральной Ассамблее ООН, и в качестве личного транспорта ему выдали переделанный Lincoln Continental Executive.

Эта машина трудной судьбы была единственной в своем роде. В 1963 году компания Ford использовала автомобиль как тестовый, и в один прекрасный день он сильно пострадал в аварии. Почему его после этого определили в личный автомобиль папы, а не на свалку, остается неизвестным. Но "линкольн" передали для реставрации кузовной компании Lehmann&Peterson. И ее владелец решил реализовать то, о чем давно мечтал: он снес часть крыши автомобиля. Так "линкольн" превратился в открытую машину со складным верхом. Та же компания придумала оригинальное сидение для понтифика: оно поднималось на 30 сантиметров вверх, чтобы все желающие могли увидеть папу.

До Ионна-Павла II других революций в автопарке Ватикана не было. Разве что в 1975 году там появился первый внедорожник - Toyota Land Cruiser, который верой и правдой служил папе во время долгих паломнических поездок.

Папамобиль как таковой появился на свет лишь в 1979 году, когда Иоанн-Павел II решил посетить родную Польшу. Основой для него стал не "мерседес", а машина польского производства. Первый папамобиль еще не был небольшой машиной с кафедрой из бронированного стекла. Его изготовили из грузовика Star. Вместо кузова на него установили несколько рядов кресел и трон для понтифика. Так что первый папамобиль являлся просто большой открытой машиной, сидя в которой папа Римский мог беспрепятственно общаться с народом. Сейчас первый папамобиль находится в Транспортном музее Кракова. Посмотреть на него можно здесь.

Второй автомобиль был изготовлен перед визитом понтифика в Ирландию в том же году, но уже из "форда" серии D. Он был значительно меньше по размеру. В 1980 году основой для папамобиля впервые стал модифицированный Mercedes-Benz 230 G. Папамобилям на основе этой модели и отдавал предпочтение Иоанн-Павел II до конца своей жизни.

С 1979 года папамобиль пришлось серьезно переделывать лишь один раз, после покушения на понтифика в 1981 году, когда Иоанн-Павел II был серьезно ранен. После этого папамобиль оснастили пуленепробиваемым стеклом.

Кстати, самому Иоанну-Павлу II слово "папамобиль" не нравилось. Еще в 2002 году он попросил прессу не использовать этот термин, потому что считал его "недостойным".

Пришедший на смену Иоанну-Павлу II Бенедикт XVI до последнего времени в своих вкусах был консервативен и предпочитал папамобили от Mercedes-Benz, созданные на основе "мерседесов" M-класса. Но, возможно, его последняя инициатива станет самой крупной революцией в истории представительского транспорта Ватикана за последние сто лет. Если Бенедикта XVI поддержат кардиналы, то через несколько лет автопарк этого небольшого государства станет самым экологичным в мире.

Папамобилем сейчас называют автомашину характерной конструкции, в которой глава Римской церкви передвигается по городу. Главной отличительной особенностью "папамобиля" является кафедра из пуленепробиваемого стекла, где обычно и сидит (или стоит) понтифик.