Алексей Навальный публично разругался с главредом журнала "Русский репортер" Виталием Лейбиным. Поводом послужило интервью бывшего вице-губернатора Кировской области Сергея Карнаухова, в котором чиновник назвал борца с коррупцией американским оппозиционным проектом и рассказал о своих попытках добиться возбуждения уголовного дела против него. Навальный обвинил издание в публикации "заказухи", а Лейбин, попытавшись ответить взвешенно, все-таки перешел на личности.
Ни Сергей Карнаухов, ни Алексей Навальный уже давно не работают в Кировской области. Карнаухов сейчас занимает пост заместителя губернатора Калининградской области, а Навальный вернулся в Москву, где продолжает бороться с коррупцией и вести частную адвокатскую практику. В интервью же чиновник рассказывает, в основном, о том периоде, когда оба работали в кировской команде Никиты Белых. Навальный с начала 2009 года был внештатным советником, а Карнаухов - штатным заместителем губернатора.
Вице-губернатор в интервью утверждает, что Навальный - это американский проект, который наносит "ущерб внутренним процессам в России" и степень угрозы которого мало кто осознает. В чем именно заключается угроза и ущерб, Карнаухов не рассказал, однако отметил, что "проект 'Навальный" необходимо свернуть пока не поздно. Сам чиновник, по его же словам, одним из первых понял, насколько опасен борец с коррупцией, и долгое время добивался проверки его деятельности и возбуждения уголовного дела. Как выразился Карнаухов, он считал необходимым "дать толчок" силовикам.
Толчок, очевидно, был дан, в результате чего появилось так называемое "лесное дело", в рамках которого Навальный обвиняется в причинении ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. По версии следствия, в 2009 году Навальный уговорил директора "Кировлеса" Вячеслава Опалева работать по невыгодной для предприятия схеме. Впоследствии, директор был уволен, а Белых выступил в поддержку своего бывшего советника, заявив, что к Навальному у него никаких претензий нет, а есть как раз к Опалеву, который довел "Кировлес" до банкротства.
Впрочем, и возбужденного против Навального дела для Карнаухова мало. В беседе с "Русским репортером" он заявил, что дело не расследуется должным образом. При корреспонденте он позвонил некоему "оперативнику одной из спецслужб", который рассказал, что следователь, которому спустили дело, "в оперативном сопровождении не очень нуждается". В общем, со слов Карнаухова выходит, что "проект 'Навальный" продолжает свою разрушительную деятельность, а никто и пальцем не шевелит. Хотя он, Карнаухов, еще весной-летом 2010 года "предлагал различные формы мягкого пресечения деятельности Навального". Как чиновник собирался "мягко" успокоить Навального, он не уточнил.
Теория Карнаухова об американском происхождении "проекта 'Навальный" основана на том, что юрист полгода учился в США. Причем, по его словам, в Америку он сбежал ровно тогда, когда им заинтересовались правоохранительные органы. Карнаухов рассказал, как до отъезда Навального в Штаты в Киров приехала "группа оперативников", чтобы "опросить" советника губернатора. "Алексей узнал, что его ждут у кабинета какие-то люди с наручниками, вышел из здания и просто уехал в Москву", - рассказал вице-губернатор. По его словам, после этого к нему подошел "один из ближайших друзей Алексея" и сказал: "Вы с кровавой гэбней сломаете зубы об Алексея… У него великое будущее, которое никто в этой стране не в силах изменить". После публикации интервью Мария Гайдар, работавшая до недавнего момента заместителем Белых, написала в своем ЖЖ, что тем самым неназванным другом была именно она, но фраза ее звучала так: "Сергей, отстань от Навального, у него большое будущее, ты не сможешь ему помешать, займись лучше делом". Карнаухов же до сих пор считает, что его дело - остановить Навального.
Самому юристу и блогеру, прославившемуся судами с крупнейшими госкомпаниями, не привыкать к обвинениям в том, что его финансирует Госдеп, мировая закулиса и бог знает кто еще. Тем не менее, на интервью Карнаухова он отреагировал.
Сначала Навальный прошелся по чиновнику. "Чувак обещал всех посадить и устроить всяческие репрессии, но как это и бывает, прославился тем, что ни дня не работая нигде, кроме как милиционером невысокого уровня, привез в Киров Мерседес G 500 и организовал "фэшн-шоу" своей жены-модельера", - написал юрист. С работой, по словам Навального, у Карнаухова в Кирове не задалось. "Поручили ему курировать связи с "силовиками"... Посадить никого не получилось. Местные эфэсбэшники и менты с ним общаться не захотели и даже на свои совещания его не пускали", - объяснил он.
Что касается обвинений в бегстве из Кирова, то Навальный рассказал, что жил на Вятке с женой и двумя детьми, поэтому семейные вещи пришлось перевозить обратно в Москву в три приема. То есть, по словам блогера, он никуда не убегал. В пользу Навального говорит и то, что недавно он по своей воле ездил в Киров на допрос.
Разобравшись с Карнауховым, Навальный переключился на "Русский репортер". Борец с коррупцией разглядел в статье признаки проплаченной публикации и выразил сожаление, что журнал "превращается в чудовищную помойку". Обнаружив в интернете интервью Лейбина с заголовком "СМИ - это бизнес, а не меценатство", Навальный сделал вывод, что "РР" просто делает деньги, и посоветовал главреду журнала: "зарабатывайте или отрабатывайте, как больше нравится". Надо сказать, что "Русский репортер" если и не считается оппозиционным журналом, как тот же The New Times, то все же имеет репутацию весьма либерального издания. Во всяком случае, в "джинсе" он никогда замечен не был, да и интервью Карнаухова предвзятым тоже не назовешь. На что поспешил указать сам Лейбин.
Главред "Русского репортера" объяснил, почему заметка не является заказной, и указал на то, что сам Навальный отказал в комментарии журналу по поводу карнауховского интервью. Большая часть обращения Лейбина выдержана в очень спокойном тоне, и лишь в конце он сорвался, обвинив Навального в "попсовости". "Я здесь пока делаю скидку на вашу околополитическую профессию и общую вашу попсню. Можете погуглить, но я получаю деньги за свою работу, с которой, вроде бы, справляюсь. Я не советую губернаторам, не трусь у посольств, чтобы уехать "поучиться" в США, не торгую лесом", - упрекнул главред оппонента.
Впрочем, Лейбин не впервые обрушивается на Навального практически на пустом месте. В прошлом номере главред умудрился раскритиковать его в колонке, посвященной обновленному дизайну журнала. Тогда он сравнил Навального со своим изданием, и сравнение было не в пользу первого. Лейбин писал, что юрист стоит в позе "вечно обиженного ворчуна", а "РР", по его словам, не опускается до популистских клише вроде придуманного Навальным выражения "партия жуликов и воров".
В ситуации с интервью Карнаухова, в принципе, правых нет. Навальный зачем-то обвинил "РР" в "заказухе", Лейбин зачем-то стал упрекать Навального в "терках" у посольства. Каждый преследовал свои цели: один хотел в очередной раз показать себя с лучшей стороны, другой - отстоять честь своего издания. Это понятно. Но непонятно в то же время, почему Навальный взъелся именно на “Русский репортер”, хотя условные гадости про него писали десятки изданий, и почему Лейбин второй раз за месяц, в сущности по пустякам, придирается к Навальному. Может, это что-то личное?