Позаботились о детях

Москва сорвала план по укладке плитки

Мэр Москвы Сергей Собянин весной затеял масштабный и дорогостоящий проект по замене покрытия на тротуарах. По мнению градоначальника, асфальт слишком вреден для жителей, поэтому его решили заменить на более экологичную плитку. Начали бодро, но к августу выяснилось, что плитки не хватит. Тогда решили доделать то, что начали, а остальное перенести на следующий год. Одновременно и без того весьма дорогостоящий проект увеличился в цене.

Постановление с невзрачным названием "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 16 марта 2011 г. N 67-ПП" Сергей Собянин подписал 10 мая. Согласно этому документу, изменения вносились в "задание по ремонту дорог на 2011 год". Вдобавок к 3,2 миллиарда рублей (666,66 миллиона рублей из них привлечены из федерального бюджета, а 2,5 миллиарда - из городского) на дороги из городского резервного фонда выделялось еще 8 миллиардов рублей и 4 миллиарда рублей на "замену асфальтобетонных покрытий тротуаров на плиточные в центральной части города Москвы и на некоторых вылетных магистралях", то есть, собственно, на плитку.

По заданию властей в городе следовало перемостить 1,1343 миллиона квадратных метров тротуаров. Примерно такую площадь занимает половина Монако, или как уже было подсчитано ранее, 43 Красных площади. В общем Собянин решил покрыть плиткой одну тысячную часть прежней, еще не расширенной, Москвы. В основном, работы затрагивают центр столицы и главные выносные магистрали - Ленинский проспект, Рублевское шоссе, проспект Мира. В планах у правительства - заменить на плитку 18 миллионов квадратных метров дорожного покрытия, но об этом пока лучше не задумываться.

Объясняли свою затею власти просто. "Во-первых, это эстетично, это красиво, - говорил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, который поддержал в плиточном начинании своего босса. - Эта инициатива и поручение мэра города направлена на то, чтобы Москва, столичный город, был действительно красив". Глава Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин указывал на то, что плитка долговечнее асфальта. Сам Собянин за два месяца до подписания распоряжения обратил внимание, что некоторые тротуары похожи на "народные тропы", и уже тогда решил сделать так, чтобы "пешеходам было удобно".

Как оказалось, пешеходам должно быть не только удобно, но и полезно. По словам Собянина, испарения от нагретого асфальта вредны так же, как если вдыхать пары разогретого на сковороде машинного масла. "Где наши экологи? Ладно на окраине, но ведь в центре у нас почти нет зелени. Казалось бы, совершенно очевидно, что эту дрянь (асфальт - прим. "Ленты.ру") нужно убрать. Никому в мире не придет в голову заливать тротуары асфальтом", - утверждал он. В то же время директор ГПУ "Мосэкомониторинг" Евгения Семутникова говорила, что выделения вредных веществ из асфальта не происходит даже в аномальную жару.

Работы по укладке плитки начались в июне. Тротуары избавили от асфальта и стали укладывать плитку. Москвичи сразу же стали жаловаться на то, что по улицам стало невозможно ходить. "Упрекают, что слишком большие темпы. Да, такими темпами, как сейчас, мы 36 лет будем переукладывать асфальт. Конечно, некомфортно, но это ведь временно, и через две недели после окончания работ об этом никто и не вспомнит", - отвергал обвинения противников градоначальник. Однако когда пройдут эти самые две недели, совсем неясно.

Петр Бирюков 5 августа объявил, что плитка кончается, то есть тротуары есть, а мостить их вот-вот станет нечем. В связи с этим он предложил приостановить работы с 25 августа до следующего года. "Доводите до конца те работы, которые начаты... чтобы не было претензий к качеству", - согласился Сергей Собянин со своим замом. Хватит ли той плитки, что есть, на то, чтобы замостить уже "вскрытые" тротуары, никто не уточнил. Всего, как заявила пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова, в 2011 году будет уложено только 400 тысяч квадратных метров плитки, то есть около одной трети от запланированного объема. Кстати, даже приостановку работ власти объяснили заботой о горожанах - мол, скоро вернутся школьники, не нужно им мешать ходить учиться.

Как утверждает Бирюков, плитки стало не хватать из-за недобросовестных поставщиков: якобы заводы не справляются с изготовлением покрытия в нужных объемах. Однако поставщики утверждают, что успевают выполнить работы в срок (отставание от графика максимум 15 процентов). Подрядные организации, которые непосредственно занимаются укладкой плитки, также не срывают сроки. "С логистикой проблемы были - в центре города работать из-за этого сложно. О более серьезных проблемах впервые слышу", - рассказал "Коммерсанту" глава одной из подрядных организаций на условиях анонимности.

Впрочем, к подрядчикам претензии все же есть. Так, префект Центрального округа Москвы Сергей Байдаков отказался принять "халатно выполненные работы" на Кремлевской набережной. В итоге плитку пришлось перекладывать заново. Впрочем, удивляться в данной ситуации нечему, поскольку плитку клали сотрудники компании "МКАД-Сервис", которая вообще-то занимается сдачей в аренду туалетных кабин. Плитку также пришлось класть заново на Радищевской улице - качество работ также не устроило Байдакова.

Еще один случай "халатного" выполнения работ произошел рядом со станцией метро Маяковская. Там рабочие вместо того, чтобы класть плитку, залили половину тротуара бетоном, а на нем мастерками нарисовали "кирпичики". Изначально информация об этом появилась в блогах, однако затем дошла и до компании-подрядчика. "То, что случилось - это недоразумение. Просто подурачились молодые ребята. Эти работники будут уволены", - заявил Дмитрий Абрахманов, замгендиректора компании "Мособлспортстрой" (ведет работы на этом участке, второй по величине тендер - 482,1 миллиона рублей).

Стоит отметить, что, как выяснил "Слон", ни одна из компаний-подрядчиков, выигравших тендеры на замену плитки, не связана с женой мэра Москвы Ириной Собяниной. Почти все из них давно работают в Москве и сотрудничали еще с прежними властями. Дело в том, что как только стало известно о грандиозных планах градоначальника, появилась информация о причастности Собяниной к укладке плитки. Якобы в Тюмени (где Собянин работал губернатором) она занималась дорожными работами, за что даже удостоилась прозвища "Ира-бордюр". В мэрии подобные слухи опровергали. Сам Собянин говорил, что из его супруги бизнесмен, как из него самого балерина.

Впрочем, даже если Ирина Собянина не имеет никакого отношения к укладке плитки, горожанам есть за что обижаться на столичные власти. Против плитки резко выступили инвалиды. По словам зампредседателя московского городского отделения Всероссийского общества инвалидов Надежды Лобановой, при дожде плитка становится скользкой. Она добавила, что были случаи, "когда в санаториях вместо асфальта клали плитку, а через некоторое время она под колесами плыть начинала". "Кроме того, это постоянная тряска, которая является серьезным испытанием для позвоночника инвалида", - рассказала Лобанова.

Против плитки выступали и другие москвичи, которым ежедневно приходится передвигаться по тротуарам. "Левый фронт" и роллеры устраивали рядом с мэрией одиночные пикеты. А в блогах в то же время появлялись фотографии раскуроченных тротуаров с вопросами "Зачем все это нужно?"

Однако страдания москвичей этим летом не закончатся. В следующем сезоне работы возобновятся с новой силой. Для начала нужно будет доложить то, что не успели сделать этим летом. Также не стоит забывать о планах на 18 миллионов квадратных метров плитки. Остается добавить, что стоимость проекта еще вырастет, поскольку, во-первых, власти решили провести инспекцию уже уложенной плитки (стоимостью три миллиона рублей), а, во-вторых, цены, в том числе и на плитку, растут.

Россия02:51 9 декабря

«Я понимала, что меня арестуют»

Она чувствовала зло и боролась с ним всю жизнь. Умерла Людмила Алексеева
Россия00:0712 декабря
Даше Гвоздевой очень нужна наша помощь

«Малюточка моя, красотулечка!»

Чтобы Даша смогла встретить свой первый Новый год, ей нужна наша помощь