Новости партнеров

Матрешкин гламур

Lifetime запустил реалити-шоу об эмигрантах из России

Американский телеканал Lifetime запустил новое реалити-шоу Russian Dolls (что можно примерно перевести как "Матрешки"). После просмотра первого эпизода мнения заокеанских критиков разделились - кто-то, как, например, The New York Press, похвалил шоу за внимание к русской общине Большого Яблока, а кто-то (The New York Times) отметил, что шоу вполне могло бы использоваться в качестве изощренного орудия пытки в застенках КГБ. Поспешили высказаться и некоторые российские СМИ: например, "Вести" выпустили изобличительный репортаж, хотя и, похоже, ознакомились с первой серией со слов очевидцев. "Лента.ру" разобралась в том, что так удивило и шокировало критиков.

Реальность как представление

Прежде чем приступить к обсуждению нового продукта телеканала Lifetime, уместно будет ввести неподготовленного читателя в курс дела. Итак, современное реалити-телевидение можно очень условно разделить на две категории, которые мы - столь же условно - назовем "цирк" и "зоопарк".

Начнем с "цирка". К этой категории относятся телешоу, в которых элемент реальности носит сугубо вспомогательный характер, в то время как главной движущей силой является некоторая, зачастую искусственно созданная история. К этому классу можно условно отнести передачи, рассказывающие, скажем, о личном превращении ("Снимите это немедленно", "Я хочу лицо знаменитости"), какой-нибудь трансформации окружающего пространства или собственности ("Школа ремонта", "Тачку на прокачку"). Элементы реальности в подобных шоу нужны исключительно для того, чтобы сократить дистанцию между зрителем и участником передачи.

Часто движущей силой "цирка" является некая условная соревновательность - главные герои могут сражаться за какой-нибудь приз ("Топ-модель по-американски", "Битва парикмахеров" и прочее) в конкурсах разной степени дегенеративного безумия. Типичная схема такого шоу - "Фабрика звезд". Участников селят в некое место, где за их повседневной жизнью специально для зрителей ведется постоянное наблюдение. Благодаря этому зрители "привязываются" к "своему" персонажу и более остро переживают за своего во время конкурсной части.

Элементы "цирка" успешно используются, например, в "Танцах на льду" и прочих шоу с приглашенными звездами - выступления там обильно разбавляются комментариями участников и "скрытно" снятыми кадрами тренировок. В определенном смысле подобные шоу - это маленькие биографии, истории успехов и провалов, происходящие в реальном времени и обильно сдобренные "жареными" подробностями из личной жизни участников, которые раньше можно было узнать разве что из бульварных таблоидов.

Категория "зоопарк" гораздо старше "цирка" и преимущественно созерцательная. В шоу такого рода происходящая на экране история отходит на второй план, уступая место совершенно фантастической действительности. Это все равно что наблюдать за живым динозавром, поедающим мороженое в центре Москвы - факт наличия динозавра в центре российской столицы представляется куда более удивительным, чем вопрос о том, какое именно мороженое он предпочитает.

Историю подобных шоу можно проследить вплоть до документальных фильмов, снятых антропологами где-нибудь в лесах Амазонки и в подробностях описывающих жизнь какого-нибудь дикого племени. Одним из первых подобных "зоопарков" можно считать сериал "Копы" (1989 год), в котором с использованием записей с камер наблюдений реконструировались сцены из жизни полицейских. Истории о том, как работники правопорядка в реальной жизни ловят бандитов, сами по себе не очень интересны, однако зрителям пришлась по душе возможность погрузиться в будни полицейских.

Из современных наиболее яркими представителями "зоопарка" являются такие шоу, как "Пляж", "Реальные домохозяйки", "Семья Кардашьян", "Простая жизнь" и многие другие. Главный российский мегахит "Дом-2", как ни странно, следует отнести к этой же категории: несмотря на то, что "Дом-2" начинался как "цирк", постепенно проект превратился в настоящий канонический "зоопарк". Но, учитывая, что основная тема нашей статьи - это "Матрешки", мы остановимся всего на двух из них - "Пляж" и "Реальные домохозяйки".

Гвидо и Горячие мамочки

"Пляж" рассказывает о группе молодых гвидо (американских итальянцев), как мальчиков, так и девочек, которые все вместе на лето заселяются в большой дом на атлантическом побережье Нью-Джерси. Основная примечательная черта шоу, которая, кстати, вызвала протесты по всей Америке - это, конечно, подбор участников.

Создателям "Пляжа" удалось перенести на экран все до единого стереотипы, связанные с гвидо. Молодые люди - это тупые шумные качки, всегда готовые завершить любой конфликт дракой, а девушки - условные красавицы с крупными формами, не стесняющиеся называть себя на камеру шлюхами. Ну и, разумеется, вся эта компания преимущественно занимается тем, что в свободное от придуманной создателями шоу работы в магазине футболок выпивает и занимается сексом.

В свою очередь "Реальные домохозяйки" - шоу совершенно иного плана. В центр сюжета его создатели поместили группу состоятельных дам, которые в течение нескольких месяцев живут под прицелами кинокамер. Ирония в названии заключается в том, что хозяйки они крайне посредственные - ни борщ сварить, ни пуговицу пришить не в состоянии. Это не мешает женщинам с застывшими от ботокса лицами ругаться с мужьями (у кого они есть) по поводу недостаточно дорогих подарков, а также спорить между собой из-за собственного величия. Тут тоже есть секс.

Матрешки

Создатели "Матрешек", вероятно, долго не могли определиться, какое из двух шоу им нравится больше - первое или второе, поэтому приняли единственно верное с их точки зрения решение и объединили оба формата. Итак, перед нами шесть русских американок - три молоденькие в духе "Пляжа" и три домохозяйки постарше. Всего в первом сезоне запланировано двенадцать 20-минутных серий - результат полугода съемок.

С самого начала надо понимать, что принадлежность главных героинь к "русским" в данном случае - не более чем условность, связанная с американским обычаем называть "русскими" всех русскоговорящих выходцев из бывшего СССР. Например, участница шоу Диана (из молодых) родом из Молдовы, а фамилия Марины - самой, пожалуй, неприятной женщины из всех с постоянно лоснящимся лицом - Левитис.

Среди участников имеются простые русские парни Альберт и Эдди Зи (полный список участников можно посмотреть здесь). В какой-то момент Альберт жалуется, что русские девушки не готовы ложиться в постель после первого свидания: "Порой кажется, они просто хотят бесплатно поужинать". "Почему "кажется"? Так и есть!" - подхватывает Эдди Зи, и они вместе громко и заливисто хохочут. Уместно будет отметить, что автор этих строк изначально принял ребят за гей-пару и поначалу был ужасно удивлен русскими гей-традициями (которые оказались просто традициями).

Главная примета шоу - невероятный псевдосоветский лубок, который в течение десятилетий успешно культивировался и развивался на пресловутой Брайтон-Бич. За кадром постоянно играют балалайки, все говорят с акцентом из классического анекдота про "хау мач воч", а Марина Левитис считает, что сохранять культуру - это, среди прочего, держать дома модные стаканы с двуглавым орлом. Дело усугубляется постоянными тусовками в бане ("Если ты русский, то ты обязательно ходишь в баню", - сообщает нам нехитрую формулу уже упоминавшаяся Диана) под "Балтику" с соленой рыбкой, дорогими побрякушками, которые обязан носить любой "успешный русский", и леопардовым принтом, который встречается на всем - от кофточек до обоев.

Первая серия рассказывает о русских мамах, которые в представлении создателей шоу много хуже еврейских. Так, например, Марина издевается над собственной свекровью за то, что та хочет принять участие в конкурсе красоты среди пожилых обитателей Брайтона. Левитис убеждена, что после 50-ти все свои "причиндалы" необходимо держать при себе, а Ева (так зовут свекровь, к слову, она бывший инженер) хочет сразить судей танцем живота. В финале она выигрывает главный приз, но раздраженная Левитис с мужем, который, кстати, проходит сейчас по громкому делу о коррупции, успевает уехать еще до начала конкурса. Кроме этого, Марина встречается в собственном ресторане-клубе "Распутин" с Ренатой и Светой - своими подругами и также участницами шоу.

Вторая история - про Диану, которая встречается с американцем итальянского происхождения на "Мазерати", однако уже к концу эпизода бросает его. Оказывается, мама Дианы, тучная женщина, очень гордая тем, что может в сжатые сроки приготовить борщ, не хочет, чтобы ее дочь встречалась с итальянцем. "Надеюсь, ты найдешь хорошего русского парня. И, пожалуйста, не надо разочаровывать меня", - говорит мама сквозь слезы после того, как 23-летняя дочурка рассказывает ей о своем парне. Надо ли говорить, что молдавская красавица уверена в том, что ребенка надо родить в 25, что муж обязан ее всем обеспечивать, а время начинать пользоваться ботоксом давно наступило.

Впрочем, уже сейчас, после выхода первого эпизода, можно сказать, что шоу удалось. Кошмарная концентрация гламура и тупости, водки, настоящей русской еды суши и девушек, одетых как дешевые проститутки, возымела неожиданный эффект, на который авторы, вероятно, совершенно не рассчитывали - у зрителя полностью пропадает, если конечно оно было, желание "валить" из России. Более того, после просмотра одного эпизода (который автору пришлось из-за сложностей с восприятием разделить на три сеанса) мрачные лица соседей по вагону в метро по пути на работу показались родными и близкими. Да что там люди - Олеся Малибу в течение некоторого, пусть, правда, и не очень продолжительного времени, не казалась кошмарной. Так что новое шоу имеет отличные перспективы в России, и центральным каналам следует озаботиться вопросами его покупки. Из патриотических, так сказать, соображений.