В конце октября в Интернете появились аккаунты в Twitter, Livejournal и Facebook, заведенные от имени скульптуры "Родина-мать зовет". В своих постах знаменитое творение Евгения Вучетича на Мамаевом кургане занимается просветительской деятельностью (в основном рассказывая о себе самой) и дает "ценные" указания "детям своим", то есть всем россиянам. Напыщенный ура-патриотизм, который сквозит практически из каждой записи от имени скульптуры, наводит на мысль, что за виртуальной "Родиной-матерью" стоят кремлевские политтехнологи.
Сама "Родина-мать" заверяет всех вопрошающих, что остается "беспартийной". Вместе с тем она делит людей на "либералов" и "честных", а также "ретвитит" (цитирует) сообщение Константина Рыкова о том, что "Навальный - жулик и вор банальный". Впрочем, есть и весомый аргумент против "партийной" составляющей - сама "Родина-мать" подобные рассуждения называет "гадостями". Не поспоришь.
В целом "Родина-мать" пишет в духе Никиты Бесогона: скучно и напыщенно. Приторно-наставительный стиль ("неразумные дети мои" и все в этом духе) довольно быстро начинает раздражать, а "материнские советы" поражают своим однообразием. Сравните, к примеру, это, это, это, это и это сообщения.
Мне так радостно, когда вижу, что всё у вас хорошо: над головою – мирное небо, люди ходят на работу, налаживают свой быт, встречаются, влюбляются, женятся, растят детей, заботятся друг о друге и о близких, строят планы, реализуют свои мечты, совершают открытия, создают новые предприятия, помогают друг другу, занимаются спортом, ходят в музеи, театры и кино, создают шедевры мирового искусства и стараются быть добрыми и честными…
Впрочем, у Статуи Свободы, "старшей сестры" Родины-матери, ситуация с личным микроблогом ненамного лучше. Тот, правда, ведется не от лица дамы с факелом, зато и сама Статуя в Америке играет роль культурного объекта, а не политического "символа". В микроблоге, к примеру, в честь 125-летия памятника был запущен проект "125 in 125", в рамках которого публиковалось по одному громкому событию, произошедшему в каждый год существования Статуи Свободы.
На этом фоне интереснее выглядят микроблоги мостов из британской столицы - Лондонского и Тауэрского моста. Официальный аккаунт Тауэрского моста рассказывает о проводимых на нем мероприятиях, а неофициальный Лондонского от имени сооружения шутит и делится наблюдениями: "Внимание. Разбитая бутылка бельгийского пива находится на западной мостовой. Плохая новость для тех, кто в сандалиях, и хорошая - для меня. Ням". Оба этих микроблога объединяет одно - они очень редко обновляются.
Кстати, у одного из российских мостов также есть свой аккаунт в Twitter. Правда, у моста на острове Русский всего 15 читателей, а активность он проявлял в течение двух недель. Но кто знает, быть может, после окончания строительства он "оживет"? "Живет" же полной онлайн-жизнью мост через залив Сан-Франциско. Активно переписывается с "поклонниками", принимает поздравления с 75-летием и интересуется компьютерными играми. Существуют также и "автоматические" микроблоги некоторых мостов, которые публикуют информацию о погодных условиях, ситуации на дороге и графике развода моста.
Надеюсь я, <...> что детишки неразумные не выйдут митинговать на улицы, подстрекаемые нечистыми на помысли взрослыми, что никто больше не будет предлагать Кавказ наш гордый отделить, что прекратятся пошлые забеги по дорогим ресторанам с заглядыванием в чужие тарелки, что обезумевшая толпа не будет впредь требовать расправы над человеком, жизнь которого и так навеки превращена в ад парой мгновений... Я ВАС ПРОЩАЮ ДЕТИ МОИ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕХ ВАС ЛЮБЛЮ.
Не могла не затронуть "мода на твиттер" и религиозные заведения. Если не брать в расчет микроблоги отдельных организаций, то можно отметить аккаунт Сергиевского храма и строящейся мечети в деревне Пахотная. В микроблоге последней публикуются отчеты о поступивших пожертвованиях и проведенных работах, а в аккаунте храма - призывы поддержать учреждение в работе с детьми и помочь с наполнением экспозиции краеведческого музея. Одна проблема у обоих учреждений - их читают всего несколько человек.
Как видно, сама идея микроблога некоего общественного или просто знаменитого сооружения не нова, но внимания широкой аудитории они добиваются далеко не всегда. Тут важно соблюдать баланс полезной и интересной информации и не забывать об оригинальности ее подачи (у "Родины-Матери", например, с последним явный перебор). В любом случае, на одном авторитете исторического монумента не "выедешь", поэтому "Родина-мать" либо откажется от ура-патриотизма и михалковщины, либо окончательно растеряет интерес своей аудитории. Пока ее посты не намного полезнее Биг-Бена (в России будут актуальнее Кремлевские куранты) и интереснее Камня в лесу. Такая вот у нас "Родина".