15 января в Лос-Анджелесе Голливудская ассоциация иностранной прессы (HFPA) в очередной (уже 69-й) раз вручила свои кинематографические премии - "Золотые глобусы". Самыми успешными фильмами церемонии стали "Артист" ("The Artist") Мишеля Хазанавичуса и "Потомки" ("The Descendants") Александра Пэйна. Первая их этих лент претендовала на шесть "Глобусов" и удостоилась трех из них, вторая получила две награды из пяти возможных.
"Золотой глобус" за лучший фильм традиционно дается в двух различных номинациях - "Драма" и "Мюзикл или комедия". И "Потомки", и "Артист" позиционируются как комедийные драмы (или, если хотите, драматические комедии), однако конкурировать им не пришлось. Лента Пэйна была представлена только в номинации "Драма", картина Хазанавичуса - соответственно, в категории "Мюзикл или комедия".
Главным героем "Потомков" является живущий на Гавайях юрист Мэтт Кинг (Джордж Клуни). Супруга Кинга после несчастного случая оказывается в коме (прямо скажем, не самый типичный для кинокомедий сюжетный ход). Мэтту приходится в одиночку следить за двумя дочерьми и решать вопросы, связанные с продажей земельного участка. Клуни за роль в "Потомках" получил "Золотой глобус" как лучший драматический актер. В целом успех картины Пэйна вообще и Клуни в частности кажется вполне предсказуемым. Ранее "Потомков" на разные лады расхваливали критики и зрители. В частности, в начале января американская Ассоциация кинокритиков отметила ленту своей наградой - причем именно за актерскую работу Клуни.
Награды, собранные "Артистом", тоже не стали сюрпризом. События этой ленты разворачиваются в Голливуде в 1920-е годы, то есть в ту эпоху, когда на смену немому кино пришли звуковые фильмы. Главный герой "Артиста" - Джордж Валентин, звезда немого кинематографа. В картине рассказывается о том, как его карьера идет на спад после появления звуковых лент, а также о его отношениях с молодой актрисой Пеппи Миллер. Примечательно, что "Артист" практически полностью лишен диалогов, несколько реплик звучит только в самом финале фильма. Та же американская Ассоциация кинокритиков уже успела признать "Артиста" лучшим фильмом года. Кроме того, актер Жан Дюжарден, сыгравший Джорджа Валентина, в мае 2011 года удостоился за эту работу награды на кинофестивале в Каннах. Сейчас же Дюжарден получил еще и "Золотой глобус" как лучший актер в мюзикле или комедии. Кроме того, HFPA наградила композитора Людовика Бурсе за саундтрек, подготовленный для "Артиста". Диалоги в фильме практически отсутствуют, но музыка за кадром все же играет.
Лауреаты "Золотого глобуса" в большинстве других номинаций тоже не выглядят неожиданными. Мартин Скорсезе удостоился приза за режиссуру в фильме "Хранитель времени" (оригинальное название - "Hugo"). Ленту Вуди Аллена "Полночь в Париже" наградили за лучший сценарий. Мэрил Стрип (которая, как известно, весьма ответственно подошла к работе над ролью Маргарет Тэтчер) взяла "Глобус" как лучшая драматическая актриса. Еще по одной премии HFPA досталось Октавии Спенсер, исполнившей второстепенную роль в "Прислуге" ("The Help"), и Мишель Уильямс, сыгравшей Мэрилин Монро в картине "Семь дней и ночей с Мэрилин" ("My Week with Marilyn"). Лучшей анимационной лентой признали работу Стивена Спилберга "Приключения Тинтина: Тайна единорога" ("The Adventures of Tintin").
Все вышеперечисленные ленты и без "Золотых глобусов" были на слуху. Каждый фильм собрал положительные отзывы критиков и зрителей. Немного странным кажется лишь тот факт, что HFPA проигнорировала картины "Человек, который изменил все" ("Moneyball") Беннетта Миллера и "Мартовские иды" ("The Ides of March") Джорджа Клуни. Оба фильма претендовали на награды в четырех номинациях, но в результате не получили ни одного "Глобуса". Впрочем, ситуацию с режиссерской работой Клуни можно объяснить тем, что HFPA не поскупилась на премии "Потомкам".
В любом случае, все лауреаты "Золотых глобусов" в ближайшие недели будут упоминаться средствами массовой информации еще много раз. Практически наверняка все они будут претендовать на главные кинематографические награды, вручаемые Американской киноакадемией, пускай и в немного других номинациях. "Золотой глобус" - это в каком-то смысле репетиция "Оскара". Кстати, на состоявшемся в воскресенье мероприятии отношения между премиями довольно интересно прокомментировал ведущий церемонии, известный острослов Рики Джервэйс: "'Золотые глобусы' по отношению к 'Оскару' - это то же самое, что Ким Кардашьян по отношению к Кейт Миддлтон. Шумливей, грубее, пьянее и доступнее".