В ночь на 21 апреля в киноцентре "Октябрь" в девятнадцатый раз прошла "Ночь пожирателей рекламы". Этот международный фестиваль начал проводиться во Франции в 1981 году с показа рекламных роликов из коллекции Жана Мари Бурсико, сейчас он проходит в нескольких десятках европейских стран. В Москве фестиваль появился в 1994 году и теперь каждый год собирает зрителей, так или иначе причастных к отрасли.
Официальным дистрибьютором "Ночи" с 1998 года является петербургское рекламное агентство "ТВИН Медиа", спонсором - крупный коньячный бренд. Цены на билеты "Ночи пожирателей рекламы" в несколько раз выше, чем на обычный сеанс в кинотеатре, однако в зале свободных мест нет. Между дамами в парадных нарядах у входа проныры вкрадчиво предлагают билеты "за тыщу". Помимо гостей по приглашениям, людей, которые купили билеты на фестиваль действительно много: еще за неделю до фестиваля на его официальном сайте сообщалось, что предпродажа завершена. Практически все посетители стойко сидят до самого конца программы - впрочем, вместо заявленных 6 часов утра, показ завершился в 4:30.
Во время "Ночи пожирателей рекламы" в нескольких залах показываются 400 роликов, которые французский коллекционер Жан Мари Бурсико лично отбирает из своей коллекции. Коллекция Бурсико растет с начала 1970-х годов, ежегодно пополняясь на несколько десятков тысяч экземпляров. В программе "Ночи" большую часть занимают новинки со всех концов света - от Японии до Молдавии. Но не только новинки - ни одна "Ночь" не обходится без показов винтажной рекламы и тематических подборок.
В этом году в Москве "Ночь пожирателей рекламы" началась с представления жюри, которое должно было выбрать призера премии AdAwards. В состав жюри вошли Дмитрий Дибров, Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Сергей Минаев и другие. Им нужно было выбрать лучший из семи роликов, отобранных по результатам зрительского голосования предыдущих показов программы "Ночи".
По случайному совпадению сюжет многих из этих роликов содержал черный юмор - в одном старик душил подушкой сварливую жену, в другом отец семейства запрыгивал на ходу в машину с заклинившим рулем, в третьем машина сбивала велосипедиста. Однако абсолютным фаворитом оказалась серия рекламных роликов польского телефонного оператора Sunrise, высмеивающая женскую манеру вести sms-переписку - с очень простым сюжетом: зрители видят только экран iPhone. Эта серия и стала победителем AdAwards.
После объявления победителя стартовала основная программа фестиваля - с ролика, в котором пришедший поздно домой муж и закатывающая ему сцену жена разговаривают исключительно названиями брендов. Причем, смысл их реплик все равно становится ясен. Ролик завершается слоганом "Реклама - часть нашей жизни".
Среди роликов нынешнего фестиваля заметно выделялись видео, рекламирующие нишевые кинофестивали - жаль, что в России пока сложно себе представить фестиваль, для рекламы которого выделили бы бюджет на полноценное видео.
Многие запоминающиеся ролики строились на давно проверенном принципе: противопоставлении "скучного" и "дерзкого", как, например, в этой рекламе автомобиля Renault Clio.
Ролики со знаменитостями - тоже беспроигрышный вариант. Можно просто снять Меган Фокс в трусах , а можно - посмеяться над самой идеей преклонения перед звездами, как это сделали в рекламе американской сети универмагов Macy's с Джастином Бибером.
Хороший пример провокативного видео предложили немецкие рекламщики McDonald's, беззастенчиво высмеяв своего конкурента.
Социальная реклама занимала заметное место на фестивале. Вот не смешной, но очень цепляющий ролик от южноафриканского донорского фонда.
Завершился фестиваль подборкой роликов, сюжет которых основывался на фильме "Звездные войны". Дарт Вейдер в рекламе навигационной системы TomTom.
Чтобы встряхнуть засыпающих зрителей, между западными роликами иногда пускали японские рекламные видео. Например, такое (берегите глаза!):
Попурри "Ночь пожирателей рекламы" не подразумевает того, чтобы посмотревшие его сделали для себя какие-то глубокие выводы - здесь слишком разрозненная подборка, цель которой - исключительно развлекательная: не дать заскучать зрителю. И это организаторам удалось: во всяком случае, финальный ролик фестиваля был воспринят весьма бодро. Реклама немецкой железной дороги Deutsche Bahn.
Вывод - один на все времена: лучше всего запоминается та реклама, которая смешнее.