Взять советскую планку Сбербанк и правительство Москвы восстановят производство на ЗИЛе

Сбербанк и московская мэрия реанимируют производство на легендарном автомобильном Заводе имени Лихачева, пришедшем в упадок более 20 лет назад. Планируется, что завод будет собирать до 150 тысяч машин в год и достигнет советских объемов. Для достижения таких результатов столичные власти и государственный банк намерены собрать в одну структуру свои автомобильные активы и вложить миллиарды рублей.

Соглашение о создании совместного предприятия было подписано Сбербанком и правительством Москвы в пятницу, 25 мая. Согласно документу, столичные власти получат в новой структуре 49 процентов, а крупнейший банк России - 51 процент. В предприятие планируется инвестировать 12 миллиардов рублей. Фактически, завод вернется к жизни впервые с 1990-х годов, когда на нем началась стагнация.

Старый ЗИЛ

Завод имени Лихачева являлся одним из старейших и крупнейших автомобилестроительных предприятий СССР. Компания была создана еще до революции - в 1916 году. Предприятие начало собирать 1,5-тонные грузовики итальянской марки Fiat на условиях лицензии. Завод был национализирован в 1918 году. В 1930-м предприятие наладило выпуск американских грузовиков Autocar-5S, а после модернизации автомобиль переименовали в ЗИС-5.

ЗиС-5. Фото из архива РИА Новости

ЗиС-5. Фото из архива РИА Новости

Lenta.ru

Тогда же к заводу пришла и первая "популярность" в СССР. Предприятие получило название "Завод имени Сталина" (ЗИС), а после реконструкции в 1934 году его мощность выросла до 100 тысяч автомобилей в год. Завод был переименован в ЗИЛ в 1956 году - во время кампании против культа личности "отца народов". К середине 1970-х ежегодный выпуск грузовиков на ЗИЛе вырос до 200 тысяч в год.

Всего за время своей активной работы до 1990-х годов предприятие произвело более семи миллионов авто, из них 600 тысяч ушло на экспорт. Кроме грузовых автомобилей, завод выпускал некоторые модели "легковушек" (в основном высшего класса), снегоходы, велосипеды и даже холодильники.

Крах ЗИЛа начался в 1990-х годах. Объемы выпуска упали до нескольких тысяч авто в год, периодически они росли, но потом снова снижались. Мощности завода сильно деградировали, а большая часть производственных помещений перестала использоваться. Кроме того, на ЗИЛе периодически начали вводить не пятидневные, а двух-трехдневные рабочие недели. В "нерабочие" дни на заводе оставалась только охрана.

На протяжении последних 12 лет менеджмент завода активно искал иностранных партнеров, которые помогли бы вытащить компанию из предбанкротного состояния. Так, в 2008 году компания вела переговоры с китайцами, но к реальным соглашениям они не привели. Переговоры также велись с итальянской Fiat и структурами из Южной Кореи, но результатов не было достигнуто.

В итоге к ЗИЛу в 2010-2011 годах было подано несколько исков о банкротстве. На середину прошлого года долги предприятия составляли около 11 миллиардов рублей, значительная часть из которых приходилась на кредиты столичного правительства - собственника 64 процентов акций завода. Иски о банкротстве подавали в основном также государственные структуры.

На этом фоне активно обсуждалась полная ликвидация предприятия. Дело в том, что в возвращение производства на ЗИЛ мало кто верил - любой подобный завод в Москве столкнется со значительными транспортными трудностями. По различным оценкам, только заброшенные площади ЗИЛа занимают почти 250 гектаров и сравнимы с территорией ВВЦ. Сами московские чиновники неоднократно отмечали, что к ним обращаются предприниматели с просьбой отдать территорию завода под застройку офисами или жилыми зданиями.

На 2012 год предприятие выпускало грузовики, а также коммунальную и строительную технику на их базе. Кроме того, завод производил седаны высшего класса ЗИЛ-41041 и запчасти. По сообщениям СМИ, некоторая часть грузовиков собиралась с помощью "гаечного ключа" (то есть без использования специального оборудования).

Новый ЗИЛ

В мае 2011 года мэрия Москвы приостановила банкротство ЗИЛа, отозвав соответствующие иски. Кроме того, государство начало отдавать долги предприятия. Тогда же мэр Москвы Сергей Собянин подверг жесткой критике руководство завода, а также структуру, которая управляла им с 2003 года - "Московскую автомобильную компанию" (МАК).

В результате старое руководство предприятия было отстранено, а на его место были поставлены новые менеджеры. Сообщалось, что в отношении деятельности МАК на ЗИЛе будет проведена проверка, но пока ее результаты неизвестны. В ноябре 2011 года премьер-министр России Владимир Путин поручил разработать варианты промышленной сборки для развития предприятия.

Fiat Ducato. Фото Fiat

Fiat Ducato. Фото Fiat

Lenta.ru

"Варианты" были оформлены в виде соглашения между Сбербанком и правительством Москвы в конце мая. Предполагается, что инвестиции позволят увеличить выпуск автомобилей на предприятии до 100-150 тысяч штук в год. От своей главной специализации - производства грузовиков - завод несколько отойдет. На его базе планируется наладить выпуск легковых автомобилей (LCV) Fiat. Какие модели будут выпускаться на заводе, еще не определено.

Проект должен быть реализован к 2017 году, а на полную мощность его планируется вывести к 2019-му. По данным "Коммерсанта", совместное предприятие будет работать на условиях соглашения по промышленной сборке. Подобные соглашения не раз заключались между Минэкономразвития и производителями автомобилей, они подразумевали льготные условия для последних. Но уже почти год министерство не подписывало соглашений по промсборке, поэтому Сбербанк и московские чиновники, скорее всего, возьмут одно из "спящих" автосборочных предприятий.

По словам директора по работе с проблемными активами Сбербанка Светланы Сагайдак, которые приводит РИА Новости, предполагается, что кроме Fiat свои производства на ЗИЛе запустят Renault и Hyundai. Переговоры также ведутся еще с несколькими автопроизводителями. Кроме легковых автомобилей, на предприятии продолжится выпуск грузовиков.

Сбербанк и правительство Москвы внесут в компанию не только инвестиции, но и уже имеющиеся доли в автомобильных предприятиях. Так, у столичной мэрии есть завод в Елгаве (Латвия) АМО Plant, который был создан еще в 2005 году при посредничестве бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Столичным властям в нем принадлежит около 92 процентов акций, остальное контролирует ЗИЛ.

До этого московские власти долгое время не могли придумать, что сделать с латвийским заводом. В апреле 2012 его даже собирались продать, однако, по неизвестной причине, аукцион не состоялся. Завод собирает автобусы Ambassador из машинокомплектов голландского автоконцерна VDL, а также тракторы из машинокомплектов Минского тракторного завода. На протяжении почти всего своего существования предприятие испытывало финансовые трудности - с 2005 года ему удалось собрать всего 15 автобусов и 54 трактора.

Сбербанк, в свою очередь, внесет в совместное предприятие свою долю в автомобильном заводе Derways в Карачаево-Черкессии, которая составляет 51 процент акций. Предприятие специализируется на промышленной сборке китайских легковых автомобилей, в том числе Lifan, Haima и Geely. При этом Сбербанк планирует выйти из капитала ЗИЛа через несколько лет - когда завод заработает на полную мощность и начнет показывать прибыль.

"Спасение" и "возрождение" созданных еще в советские времена автомобильных предприятий за счет средств бюджета, госкомпаний и госбанков, похоже, стало традицией в России. Примечательно, что ЗИЛ планируют вернуть к выпуску автомобилей Fiat - с сотрудничества именно с этим производителем и начиналась его история.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше