"Наша аудитория умеет читать"

Главный редактор "Citizen K" рассказала о своем журнале

Елена Нусинова, фото Денис Вышинский / "Коммерсантъ"

Елена Нусинова возглавляет журнал "Citizen K" уже более двух лет: под ее началом "глянцевый" эксперимент "Коммерсанта" превратился в журнал, который ориентирован, в первую очередь, на текст и который благодаря этому стал одним из самых ярких изданий на российском медиарынке. "Лента.ру" расспросила Елену Нусинову, как у нее строятся отношения с авторами и что составляет для "Citizen K" повестку дня.

"Лента.ру": Журнал "Citizen K" серьезно изменился за последние годы - раньше это был журнал "модных провокаций", который рассказывал, как "стать свободным, красивым и счастливым", а под вашим руководством он стал прежде всего интеллектуальным изданием. Как вообще вы видите главную идею журнала, почему и как она поменялась?

Елена Нусинова: Журнал изменился полтора года назад, когда стал ежемесячным. До этого издавалась русская версия французского "Citizen K", он ежеквартальный. Вместе с периодичностью естественным путем поменялись формат, макет и содержание. Издание оказалось гораздо более "коммерсантовским". Поскольку главная ценность, производимая ИД "Ъ", - это тексты, они и стали играть в этом новом ежемесячном журнале доминирующую роль. Никакой задачи сделать, как вы говорите, интеллектуальное издание не было и нет. Только журнал с хорошими текстами.

А как вы видите вашу аудиторию? Все-таки это довольно узконаправленный журнал, с текстами такого уровня, которые, может быть, не всех могут заинтересовать. Не боитесь ли вы, что он стал слишком элитарный, эстетский?

Я вижу нашу аудиторию очень много лет. Это постоянная аудитория нашей газеты, и, уверяю вас, эта аудитория умеет читать. Ежемесячное издание позволяет поговорить на те темы, которые не могут попасть в газету и еженедельники. И на том языке, который невозможен в газете и еженедельниках. Вот что удивительно: никто меня спрашивает, как к переменам в журнале относится основатель французского "Citizen K" Каппоф (Kappauf). Так вот, ему все очень нравится.

Вы занимаетесь Citizen K и "Коммерсантъ Weekend" - понятно, что это разные издания, но все-таки у них очень схожий набор авторов, которые часто пишут на одни и те же темы. Не возникаете ли у вас порой ощущения некоторого смешения между двумя изданиями?

Обложка майского номера Citizen K
Обложка майского номера Citizen K

А еще эти авторы пишут для газеты и для других еженедельных журналов ИД. И темы у этих авторов одни и те же. Вот взять Таню Кузнецову: как стала писать про балет, так пишет и пишет, а про Бастрыкина или "Кинотавр" - ни слова. Смешения, однако, не происходит, потому что издания разные, с разными целями, характером, языком, набором тем. "Weekend" - журнал очень жесткого формата, он привязан к тому, что произойдет на следующей неделе. В ежемесячном журнале у тех же самых прекрасных авторов (впрочем, в "Citizen" постоянно публикуются и приглашенные авторы) появилась возможность написать и о том, что уже произошло, и просто о том, что сейчас оказалось важным и интересным, без жесткой привязки к информационному поводу.

А как вы определяете для себя эту повестку дня, в том числе и героя повестки дня - то есть героя обложки? Почему, например, Юрий Сапрыкин был, еще понятно, а почему вдруг Борис Куприянов?

Понятен Сапрыкин - и непонятен Куприянов? Не могу себе представить, как такое бывает. Но тогда я не стану говорить про Сапрыкина, раз про него понятно, скажу про Куприянова. Борис Куприянов - просветитель, автор и участник множества книжных проектов, честный последовательный и толерантный левый мыслитель, успешный книготорговец, очень красивый человек, наконец. Обложка с ним украсит любой журнал. И, конечно, было интересно узнать, каким он видит текущий момент, что сейчас думает.

В этом смысле интересен и важен каждый из наших героев, но еще важнее они все вместе. Их общность и разность. Григорий Ревзин, Юрий Сапрыкин, Нюта Федермессер, Борис Куприянов, Оля Алленова и все, кто еще будет на наших обложках. Их общая и разная повестка дня и должна представить этот год, каким он был, как мы в нем жили, о чем думали и разговаривали, чего добивались, чему противостояли.

Кто определяет темы для ваших авторов - они сами или редакция? Насколько ваши авторы свободны внутри журнала?

Разумеется, свободны. Это не те люди, за которых можно что-то решать. Другое дело, что журнальные темы - обычно продукт совместной авторско-редакционной деятельности. Но это у всех так.

"Citizen K" производит такое впечатление, будто от номера к номеру он очень сильно меняется внутри, например, меняется набор рубрик. Это для вас тоже обычная редакционная практика?

Меняются названия рубрик, а структура издания остается абсолютно неизменной и довольно жесткой. Каждая книжка журнала - это цельная история, и рубрики выступают в роли названий глав, что ли. Но открывающая номер рубрика постоянна, вы ее видите на обложке - "Повестка дня".

В последние месяцы в журнале стало очевидно больше политических тем. Сейчас все объясняют это тем, что меняется ситуация в стране, поэтому нужно об этом писать. А что это для вас - отражение духа времени или попытка изменить постоянную концепцию издания?

Да не политика это. Неинтересна сейчас политика, власть неинтересна. Интересна общественная жизнь.

Это все-таки общественно-политическая жизнь. Лагерь оппозиции, "ОВД-инфо"…

Обложка июньского номера Citizen K
Обложка июньского номера Citizen K

Есть оппозиция власти и есть оппозиция реформе образования. Есть возмущение милицейскими пытками и разрушением исторических зданий. Есть протестное движение и есть резко возросшее внимание к положению детей с ограниченными возможностями. Образовались "ОВД-инфо" и сообщества волонтеров, помогающих больным, бездомным, наркоманам. Все это происходит одновременно. Общественной жизни стало больше во всех ее выражениях, не только в виде митинговой активности. Но я не пытаюсь сейчас декорировать наш интерес к протестному движению - он очень велик. Как и у всех наших читателей, даже тех, кто относится к митингам скептически.

Почему именно к вам вернулся в качестве автора Максим Ковальский?

Никуда он, к сожалению, не вернулся. Если человек был главным редактором, а потом подготовил материал, это не описывается словом "вернулся". Я попросила его, он по дружбе сделал, мы рады и благодарны. Скучаем мы по Ковальскому. Почему именно в "Citizen K"? А вы бы в какой предложили?

Хотя вы говорите, что "Citizen K" - просто журнал с хорошими текстами, он все-таки состоит из двух частей, которые кажутся оторванными друг друга. Одна текстовая, другая визуальная, более "глянцевая". Вы уверены, что аудитории, которой интересны ваши тексты, интересна и вот эта вторая часть - про туфли и браслеты? Кажется, что "Citizen K" - это все-таки о другом.

В журнале "Weekend" в рубрике "Афиша" публикуются статьи, как вы справедливо отметили, тех же авторов, а во второй части - да, юбки и браслеты, кольца и жакеты. И читатели - или по крайней мере, читательницы - очень этим порядком вещей довольны.

Мне вообще часто задают этот вопрос. И я честно не понимаю почему. Вот хорошие тексты, а вот красивые модные съемки - и что? Мы разговариваем на том же языке. Если это фотографический язык моды, ну что же с того. Да, это другая часть журнала. Да, кому-то из читающих первую часть журнала неинтересна вторая. Кому-то из смотрящих на вторую неинтересна первая. Но это нормально, совсем не все читатели читают журнал целиком, от начала до конца.

А эти съемки вы воспринимаете скорее как арт-проект или как рекламу вещей?

Это никакая не реклама никаких не вещей. И, конечно, не арт-проект. Это fashion-съемка. Такой же журналистский жанр, как статья, или колонка, или фотоистория. Просто он связан с модой.

Как вы думаете, повлияют ли на вашу работу и на журналы последние кадровые перестановки в "Коммерсанте" - уход Демьяна Кудрявцева и приход нового руководства, которое более ориентировано на коммерческий успех?

Уход Демьяна Кудрявцева - очень большая потеря для издательского дома, как и в свое время увольнение Максима Ковальского. Вообще у нас лишних не было. Все новые проекты ИД, в том числе и "Citizen K", были открыты Демьяном, он принимал в них постоянное участие.

На что ориентировано новое руководство нам пока неизвестно. На вчерашней встрече с коллективом новые руководители сказали, что высоко ценят все издания "Ъ", а главной ценностью ИД считают работающих в нем людей. Пока не будет сказано обратное, давайте поверим этому.

подписатьсяОбсудить
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Собаки и коты
Самое крутое автомобильное видео августа
Равно правые
Длительный тест четырех компактных кроссоверов
Новые «Лады»
Вседорожная «Веста», спортивный XRay и другие премьеры «АвтоВАЗа» на ММАС
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон