Министерство финансов 18 июля опубликовало предварительную версию основных направлений бюджетной политики на 2013-2015 год. Главная особенность нового бюджета - введение ряда мер экономии, тормозящих прирост расходов, наблюдавшихся в последнее время. В то же время некоторые расходные статьи, к примеру военный бюджет, будут расти. "Лента.ру" предлагает ознакомиться с наиболее интересными изменениями в бюджетной стратегии.
1. Социальные расходы будут снижаться
"Социалка" в новом бюджете урезана очень сильно. Особенно это заметно по расходам на здравоохранение. Если в следующем году они немного вырастут по сравнению с текущим, достигнув 506,6 миллиарда рублей, то дальше намечается резкое падение. В 2014 году бюджет потратит на здоровье россиян 466 миллиардов рублей, а в 2014-м - только 383 миллиарда. В процентах от ВВП снижение будет еще более очевидным. В послании Минфина, впрочем, утверждается, что государственные ассигнования будут заменены поступлением дополнительных средств из фонда ОМС. Однако сможет ли сам фонд избавиться от хронического дефицита, пока неясно.
Примерно та же картина наблюдается и с образованием, хотя там урезание трат будет все же более умеренным. В 2013 году на эту статью правительство потратит в сумме 597 миллиардов рублей, в 2014-м - 544 миллиарда, а с 2015 года расходы вновь вырастут до 573 миллиардов рублей. Снижение объясняется тем, что в 2013 году заканчивается срок действия ряда долгосрочных проектов, включая модернизацию региональных систем общего образования и кооперации вузов. В то же время расходы на зарплаты преподавательскому составу и стипендии студентам обещают увеличить.
Социальная политика останется крупнейшей расходной статьей, но и по ней траты будут стагнировать. В 2013 году они составят чуть более 3,901 триллиона рублей, в 2014-м - 4,008 триллиона, а в 2015-м - 4,197 триллиона рублей. В текущем году на социальную политику должно быть израсходовано 3,93 триллиона рублей.
2. Все на оборону
Иное дело - расходы на "оборонку". В свое время настойчивое стремление увеличить их привело тогдашнего президента Дмитрия Медведева к противостоянию с "цепным псом бережливости" Алексеем Кудриным и стоило последнему должности. Медведев и в качестве премьер-министра продолжил курс на милитаризацию бюджета. Увеличение трат здесь просто стремительное. С 2012 по 2015 год они вырастут на 35 процентов с 1,864 триллиона рублей до 2,864 триллиона. Ключевая область расходования средств - обеспечение госпрограммы вооружения. К 2020 году предполагается довести долю современных видов оружия в войсках до 70 процентов, а это потребует колоссальных финансовых вливаний.
Кроме того, в 2013 году предполагается повысить довольствие всех военнослужащих до уровня, "превышающего средний по стране". Впрочем, параллельно численность личного состава армии будет сокращаться. Военные пенсии обещают увеличивать ежегодно - на уровень, превосходящий на 2 процентных пункта показатели инфляции.
Правительство рассчитывает, что курс доллара в ближайшие три года будет расти. Согласно разработанному прогнозу, который учитывался при составлении бюджета, в 2012 году среднегодовой курс составит 29,2 рубля. В дальнейшем он будет стабильно расти и в 2015 году достигнет 31,5 рубля. Что касается цены на нефть Urals, то она упадет со 115 долларов за баррель в текущем году до 104 долларов в 2015-м.
Рост расходов на национальную безопасность будет не столь ощутимым. Предполагается, что к текущему уровню эти траты в 2015 году увеличатся на 11 процентов до 2,074 триллиона рублей, причем в отдельные годы они будут иногда повышаться, а иногда снижаться.
3. Бюджетное правило
Основа стратегии нового правительства - попытка создать более сбалансированный бюджет (за счет чего предлагается осуществить балансировку, см. выше). Для этого в силу вступает "бюджетное правило", ограничивающее расходы в зависимости от цены на нефть за определенный промежуток времени. С 2013 года ценой на нефть будет считаться средняя ее стоимость за последние пять лет, а с каждым следующим бюджетом расчетный срок будет увеличиваться на один год.
Бюджет будет каждый год составляться, исходя из этой базовой цены, а предельные его расходы не смогут превышать это значение на 1 процент ВВП - вне зависимости от текущих цен. Однако здесь существует важная оговорка - общий объем расходов бюджета не может снижаться (исключая условно утвержденные расходы). Таким образом, планируется избежать резкой просадки бюджета в случае кризисных явлений.
Все нефтегазовые доходы, что будут собираться государством сверх балансовой цены, пойдут в Резервный фонд. По его наполнении (то есть, достижении объема в 7 процентов ВВП) дополнительные доходы будут сберегаться в Фонде национального благосостояния. Последний может быть частично потрачен на инфраструктурные проекты.
4. Госдолг будет расти
Несмотря на все меры экономии, правительство рассчитывает существенно увеличить государственный долг в ближайшие три года. Пик заимствований придется на следующий год, когда они составят 1,376 триллиона рублей. В 2014 году государство займет 1,248 триллиона, а в 2015 году - 711 миллиардов рублей. Сейчас суммарный государственный долг (внешний и внутренний) по текущему курсу составляет менее 6 триллионов рублей. К концу 2015 года он почти удвоится до 11,73 триллиона. При этом доля внутреннего долга продолжит расти и достигнет к указанному периоду 80 процентов от общей суммы.
Соответственно возрастут и расходы на обслуживание долгов. В 2012 году они составляют 383 миллиарда рублей, а в 2015-м достигнут 600 миллиардов, то есть рост превысит 60 процентов. Большая часть трат опять-таки приходится на внутренний долг, что связано с решением увеличить выпуск рублевых облигаций правительства. Долговая нагрузка достигнет около 2 процентов от общего объема бюджета, а общая сумма долга 14,4 процента ВВП (вместо нынешних 11,7 процента).
5. Останемся в минусе
C учетом прогнозных цен на нефть ожидается, что бюджет все три года будет оставаться дефицитным. В 2012 году дефицит, как сообщалось ранее, составит 0,1 процента ВВП, но в следующем увеличится уже до полутора процентов. В то же время, в 2014 году правительство рассчитывает сократить его до 0,6 процента, а в 2015-м - вернуться к показателю 0,1 процента. Ненефтегазовый дефицит останется высоким и сократится лишь с 10,8 до 8,6 процента к концу 2015 года.
Этот дефицит будет финансироваться в том числе за счет масштабной программы приватизации, в рамках которой будут полностью или частично проданы множество крупных госкомпаний. Пик приватизационных доходов придется на 2014 год, когда государство намерено выручить от продажи имущества 475 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2012 году эта цифра составляет 300 миллиардов рублей.
Если подвести краткий итог, то можно констатировать, что трехлетний бюджет демонстрирует окончание периода быстрого роста расходов. Правительство решило стать более экономным, даже несмотря на увольнение Алексея Кудрина, считавшегося главным адептом осторожного отношения к тратам. Однако стоит отметить, что документ пока еще является проектом. В Госдуме же ему предстоит выдержать серьезнейшую атаку лоббистов и оппозиции, которая наверняка будет настаивать на увеличении расходов. Так что окончательные выводы о бюджетной стратегии государства можно будет сделать лишь к концу года.