В Баварии правящую партию Христианско-социальный союз обвинили в давлении на прессу. Пресс-секретарь ХСС просил телеканал ZDF не ставить в вечерний выпуск новостей сюжет про съезд оппозиционной партии. Телеканал навстречу политикам не пошел, более того - информация об этом звонке просочилась в СМИ. Пресс-секретарю его звонок стоил карьеры, а ХСС - репутации. Теперь партийное руководство едва успевает отбиваться от обвинений и оправдываться по поводу нового компромата.
Христианско-социальный союз - партия, представленная на региональном уровне только в Баварии. В бундестаге ХСС формирует единый блок с Христианско-демократическим союзом, то есть самостоятельной партией не является. В Баварии же он долгое время остается самой крупной и стабильной политической силой. С 1970 года на местных выборах в ландтаг ХСС набирал более 50 процентов голосов. Эта тенденция прервалась только на последнем голосовании в 2008 году, когда партия получила 43,4 процента, сохранив при этом за собой лидерство. Сейчас правительство Баварии формирует коалиция консервативного ХСС и либералов из Свободной демократической партии.
До скандала с давлением на СМИ за правящую партию на предстоящих в 2013 году выборах в ландтаг собирались голосовать 48 процентов баварцев. Отставание их ближайших конкурентов было серьезным: социал-демократы, "Зеленые" и "Свободные избиратели" (объединение коммунальных активистов) вместе взятые набирали только 38 процентов голосов.
При таких устойчивых позициях заподозрить ХСС в страхе перед политическими конкурентами сложно. Поэтому непонятно, зачем партии потребовалось захватывать максимум медийного пространства. В самом ХСС все списывают на некорректное поведение отдельного члена партии. В оппозиции же считают, что у правящей партии закружилась голова от единоличной власти на протяжении многих лет.
Пресс-секретарь ХСС Ханс Михаэль Штрепп (Hans Michael Strepp) позвонил на телеканал ZDF (второй канал немецкого телевидения) в воскресенье, 21 октября, и попросил выпускающего редактора итогового выпуска новостей не ставить в эфир сюжет о съезде баварского отделения Социал-демократической партии, который состоялся в тот день (на нем было объявлено, что список СДПГ на выборах в ландтаг возглавит Кристиан Удэ, Christian Ude, мэр Мюнхена с 1993 года). Свою просьбу пресс-секретарь объяснил тем, что первый немецкий телеканал ARD уже решил не ставить репортаж о СДПГ, а расхождение в телепрограммах может вызвать ненужные вопросы.
При этом предыдущие два дня, 19-20 октября, проходил съезд ХСС, который как раз активно освещался в СМИ - не в последнюю очередь благодаря приезду Ангелы Меркель, возглавляющей блок ХСС/ХДС в бундестаге. Судя по всему, в ХСС захотели, чтобы их партия оставалась в центре внимания как можно дольше.
Информация о звонке в редакцию ZDF была озвучена вовсе не самим телеканалом и не сразу. Статью об этом напечатала газета Sueddeutsche Zeitung спустя несколько дней - в среду, 24 октября. Конкретных источников газета не назвала, сославшись на неких сотрудников телеканала. Позднее выяснилось, что Штрепп не только звонил, но и отправил журналистам несколько смс-сообщений, а до этого еще связывался с корреспондентом телеканала ARD.
Почему Ханс Михаэль Штрепп решил, что ARD не собирается показывать репортаж о съезде социал-демократов, неизвестно. На ARD пояснили, что утром в воскресенье пресс-секретарь ХСС прислал смс-сообщение телекорреспонденту берлинской редакции Оливеру Майеру-Рюту (Oliver Mayer-Rueth). В послании он написал: "Вы не знаете, ARD делает что-нибудь сегодня по поводу Удэ в Нюрнберге? Спасибо за информацию". Журналист ответил, что ARD ничего не делает, но возможно, этим занимается BR (Bayerische Rundfunk).
Руководитель главной редакции телеканала в Берлине Ульрих Деппендорф (Ulrich Deppendorf) пояснил, что ответ корреспондента относился к работе берлинского офиса. За съемки сюжетов в федеральных землях отвечают, как правило, местные редакции - в данном случае Bayerische Rundfunk.
Пресс-секретарь, видимо, решил не вдаваться в детали и сделал вывод, что в выпуске новостей на телеканале вообще не появятся социал-демократы. После этого он и позвонил на ZDF. Сам Штрепп, как и руководство его партии, утверждает, что звонки журналистам были его собственной инициативой и о них никто не знал. Впрочем, оппозиции с трудом верится в то, что пресс-секретарь партии самостоятельно решает воскресным утром обзвонить телеканалы с просьбой убрать неугодный ему репортаж.
В итоге репортаж о съезде СДПГ появился в вечернем выпуске и на ZDF (начинается с 02:40), и на ARD (начинается с 02:50). На обоих телеканалах в сюжеты включили выступления лидера списка Кристиана Удэ и приехавшего в Баварию председателя партии Зигмара Габриэля (Sigmar Gabriel), которые на разные лады критиковали ХСС и объявляли своей главной задачей сменить консерваторов во власти.
На следующий же день после того, как история появилась в СМИ, Ханс Михаэль Штрепп подал в отставку. Он признался, что звонил журналистам, но обвинения в давлении на них отверг. Свое решение уйти с поста пресс-секретаря он объяснил тем, что ему приходится по долгу службы постоянно общаться с прессой, а его поступок дискредитировал его в глазах журналистов. Перед уходом он в очередной раз попытался снять ответственность с руководства партии, но совсем оградить его от критики, конечно, не смог.
СМИ сразу припомнили прошлогодний случай, когда Ульрика Штраус (Ulrike Strauss) - пресс-секретарь тогдашнего министра экологии Баварии Маркуса Зёдера (сейчас министр финансов Баварии) из ХСС - звонила на Bayerische Rundfunk. И снова первой об этом случае написала Sueddeutsche Zeitung.
Ульрике Штраус не понравилось, как журналисты смонтировали сюжет о ее шефе. Неугодная телепрограмма вышла в эфир 17 марта 2011 года. В ней журналисты собрали заявления Зёдера о баварской АЭС Isar I до и после аварии на АЭС "Фукусима" в Японии, снабдив их кадрами различных публичных акций, в которых принимал участие политик (на одном из кадров он ходит босиком по бревну, на другом снимается в карнавальном телешоу, на третьем фотографируется с зеленой краской на ладонях). При этом основной акцент в репортаже делается на то, что до "Фукусимы" политик отстаивал мирный атом и утверждал, что Isar I - это безопасная станция, а после произошедшего в Японии начал говорить, что она отвечает не всем стандартам надежности.
После выхода сюжета в эфир в редакцию позвонила пресс-секретарь Зёдера. Не застав там выпускающего редактора Петера Мардера (Peter Marder), у которого в тот день был выходной, она позвонила ему домой. О чем именно шла речь, неизвестно. Однако факт остается фактом: после этого репортаж про Зёдера в эфире Bayerische Rundfunk не появился, хотя его должны были повторять еще несколько раз.
На телеканале утверждают, что сюжет сняли исключительно по профессиональным причинам. Руководство программы посчитало, что сюжет был слишком развлекательным для новостной программы из-за подобранного видеоряда и поэтому не подходил по формату. В итоге в следующих выпусках сюжет про Зёдера заменили его выступлением в ландтаге по поводу атомной энергетики, а также критикой в его адрес со стороны оппозиции. С одной стороны, телеканал все-таки оставил место критике, однако ясно, что отвечать на претензии конкурентов политику легче, нежели объяснить резкую перемену собственного мнения.
Подобное поведение правящей партии если и не возмутило, то по меньшей мере насторожило остальных. Даже в рядах нынешних партнеров по коалиции СвДП заговорили о том, что ХСС опасно отдавать всю власть в федеральной земле. Эти слова стали самым деликатным из того, что консерваторы услышали за последнее время.
Социал-демократы требуют провести парламентское расследование произошедшего с пресс-секретарем ХСС. "Зеленые" вместе с СДПГ призывают исключить представителей ХСС, занимающих государственные должности, из наблюдательных органов ZDF, который является общественно-правовым телеканалом. "За 50 лет у власти в ХСС начали считать, что государство, партия и общественно-правовые СМИ - это единое целое. Это случается, если править дольше Фиделя Кастро, но так не пойдет", - заявил глава фракции "Зеленых" в бундестаге Юрген Триттин (Juergen Trittin).
Будет ли у этой истории дальнейшее развитие, зависит сейчас не только от оппозиции, но и от СМИ. В том, что разозленные посягательствами на собственную независимость журналисты могут разрушить политическую карьеру, сомневаться не приходится, особенно после истории бывшего президента Кристиана Вульфа.
В декабре прошлого года в прессе появилась статья о сомнительном кредите, который тогдашний президент получил от жены своего знакомого бизнесмена. Оппозиция была возмущена, требовала объяснений, угрожала уголовным преследованием, но к новогодним праздникам скандал начинал сходить на нет. Однако в этот момент в СМИ просочилась информация о том, что Вульф пытался помешать выходу статьи про кредит. Он позвонил главному редактору газеты, оставил сообщение с угрозами на его автоответчик, потом звонил шефу издательства и его главному акционеру. В итоге он все равно ничего не добился, но в дальнейшем различные издания начали печатать компромат на него чуть ли не ежедневно, пока не разрушили его репутацию до основания и не вынудили его к отставке.
Насколько нынешний медиаскандал повлияет на положение ХСС в Баварии и поможет оппозиции набрать очки, пока сказать сложно. От Штреппа в партии избавились максимально быстро, чтобы не провоцировать новые вопросы. Консерваторы, очевидно, пытаются замять скандал, а их конкуренты - наоборот, раздуть. По сути это событие можно считать открытием предвыборной гонки в Баварии.