Тирольскую фолк-группу Kastelruther Spatzen, которая получила рекордное количество музыкальных наград в Германии, попросили вернуть полученные статуэтки. Бывший продюсер, работавший с группой почти 30 лет, внезапно решил раскрыть секрет их популярности. По его словам, члены группы никогда не записывали музыку для своих дисков сами. За них это якобы делали совсем другие, более талантливые люди.
Фолк-группа Kastelruther Spatzen, что в переводе означает "Кастельрутские воробьи", родом из местечка Кастельрут в итальянской провинции Южный Тироль и поет на немецком языке. Ее участники стилизуют песни под традиционные альпийские мелодии, играют на кларнете, саксофоне, трубе и гитаре. Выглядеть они стараются под стать своей музыке - продюсеры одевают их в классические альпийские костюмы: кожаные штаны, рубашки и жилетки.
Группа собралась еще в 1983 году, состав со временем менялся, количество участников тоже, сейчас в ней семь человек. Kastelruther Spatzen обрела популярность в Германии сразу - первая же пластинка стала золотой. Получив признание, группа начала выпускать альбомы каждый год, причем спрос на них неизменно сохранялся. Они выигрывали различные немецкие конкурсы, их приглашали на телевидение и на праздничные мероприятия. За почти 30 лет своего существования "кастельрутские воробьи" получили 13 премий Echo - немецкого аналога "Грэмми". В общей сложности они выпустили 40 пластинок, 18 из которых стали платиновыми, и продали около 15 миллионов копий своих альбомов.
В Германии самым популярным альбомом Kastelruther Spatzen стал Und Singen ist Gold ("Пение - золото") 2006 года. Он держался на четвертом месте немецких чартов в течение 15 недель. Большего успеха "кастельрутские воробьи" добились только в Австрии, где несколько их альбомов поднимались на первые места местных музыкальных рейтингов. В конце октября этого года их новая пластинка снова стала лидером. Оценили их и в немецкоязычной Швейцарии, хотя и не так высоко, как в соседних странах.
Сейчас многолетний успех музыкантов оказался под угрозой из-за заявлений их продюсера - 54-летнего Вальтера Видемайра (Walter Widemair), который решил таким образом разорвать отношения с бывшими подопечными. В интервью Bild он заявил, что музыку, которая звучит на дисках группы, никогда не записывали сами артисты - они только красовались на обложке и появлялись в телешоу. А делали это студийные музыканты, всегда остававшиеся за кадром. По словам Видемайра, настоящим на пластинках был только голос солиста Норберта Рира (Norbert Rier), а все их золотые и платиновые диски, как и 13 премий Echo за проданные альбомы, - результат мошенничества и обмана.
По его словам, музыканты пробовали записать живой альбом, но оказались настолько бездарными, что на диске можно было оставить только оригинальный голос солиста и ударные. Продюсер заявил, что всегда скрывал эту горькую правду, но именно сейчас внезапно осознал, что больше не может молчать, и добавил, что ему всегда было стыдно за посредственную игру музыкантов, которые были на первом плане.
Сам Видемайр считается не только продюсером группы, но и ее создателем. Кроме того, он сочинял музыку для их песен и играл на трубе. Бывший продюсер сказал, что партию трубы для альбомов поначалу записывал вместе со студийными артистами сам, а официальным участникам группы с их игрой, по его словам, место только в пивных забегаловках.
В группе не стали скрывать, что Видемайр говорит правду. 52-летний солист Норберт Рир заявил, что это делалось для экономии бюджета. Кроме того, по его словам, они всегда хотели добиваться идеального звучания - и по-другому не получалось. Второй аргумент звучит в таком контексте более убедительно, потому что, как можно экономить, нанимая дополнительных музыкантов, он не объяснил.
Нынешний менеджер Kastelruther Spatzen Хельмут В. Броссманн (Helmut W. Brossmann) опубликовал на сайте группы официальный ответ на обвинения и начал с того, что назвал Видемайра "воробьиным Иудой". Броссманн считает, что все дело в уязвленном самолюбии бывшего продюсера и жажде денег. По его мнению, Видемайру следовало бы проявить уважение к бывшим коллегам хотя бы потому, что они помогли ему заработать достаточно внушительное состояние.
По сути обвинений Броссманн не говорит практически ничего. Он делает акцент на том, что именно те музыканты, которых сейчас обвиняет Видемайр, "почти 30 лет каждый вечер восхищали многомиллионную публику, раздавали бессчетное количество автографов и всегда находили подход к каждому фанату". А солист Норберт Рир даже выступал на последнем концерте с легочной эмболией, чтобы не расстраивать поклонников и не отменять выступление.
Только ближе к концу своего заявления Броссманн вспоминает, о чем шла речь в обвинении Видемайра. Он предпочитает не называть вещи своими именами, однако косвенно признает, что на записях музыканты играли не сами, и оправдывается тем, что это вовсе не сенсация. По его словам, на всех дисках перечислены имена артистов, участвовавших в записи, а на концертах "воробьи" всегда выступали живьем. Впрочем, едва ли слушатели вникали, кто все эти люди, перечисленные на обложке диска мелким шрифтом.
Если говорить о Видемайре, то в голос его совести верится с трудом, особенно с учетом того, что в конце ноября вышла его книга "Когда горы больше не молчат" (Wenn Berge nicht mehr schweigen), как раз посвященная разоблачению секретов группы. Так что интервью бульварной газете Bild фактически можно считать стартом его PR-кампании по продаже новинки.
Немецкая ассоциация звукозаписывающих компаний Deutsche Phono-Akademie - организатор премии Echo - уже опубликовала пресс-релиз, в котором она отказалась от идеи пересматривать присуждение наград альпийским фолк-музыкантам. Обвинения показались экспертам сомнительными, а награды - заслуженными, поскольку премии присуждали за официальное признание, отраженное в чартах.
В общем-то, единственное, чего добился Видемайр, - это сомнительный пиар для своей книги. Настоящие фанаты, конечно, обсудили новости между собой, но любить музыкантов от этого меньше не стали. Вопрос об отзыве наград для них даже не стоял. Однако оставлять подобные заявления со стороны бывшего продюсера безнаказанными "воробьи" не собираются. В пятницу, 9 ноября, стало известно, что они намерены подать в суд за моральный ущерб. "Надеюсь, он [Видемайр] заработает много денег на своей книге, чтобы потом было чем расплачиваться за нанесенный ущерб", - прокомментировал Броссманн. Другие музыканты, уже наслышанные об отрывках из книги, готовятся к дальнейшим искам о защите своей репутации. Хотя и фанаты, и награды остались с ними, подставлять вторую щеку они не собираются.