Министр обороны Сергей Шойгу согласился с 2013 года призывать в армию больше дагестанцев - не менее четырех тысяч человек. Об этом его просили власти Дагестана. Молодые люди из северокавказской республики хотят служить, поскольку армия дает им шанс найти хорошую работу. Но военное начальство считает их недисциплинированными и конфликтными.
Глава Минобороны дал свое обещание президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову. Об этом "Известиям" рассказал депутат Госдумы от северокавказской республики Гаджимет Сафаралиев. Впрочем, в военном ведомстве информацию о том, что с 2013 года квота на призывников из Дагестана увеличится до четырех тысяч человек, еще не прокомментировали.
Просьбы дагестанских властей призывать больше их земляков в последнее время звучат все чаще. 12 ноября об этом в интервью "Известиям" говорил президент республики Магомедов, а 28 ноября 11 депутатов Госдумы от Дагестана написали коллективное письмо Сергею Шойгу.
Депутаты и глава республики пожаловались, что осенью 2012 года повестки получили всего 179 дагестанцев (да и те, по некоторым данным, попали не в армию, а в органы МВД и МЧС), а во время предыдущих призывов эта цифра была еще меньше. Они же хотели бы видеть в рядах вооруженных сил не менее трех или пяти тысяч своих молодых соотечественников. Как заявил в интервью "Коммерсанту" Магомедов, в его республике служить готовы 17 тысяч человек. Причем, по словам президента Дагестана, армия помогла бы оградить молодых людей от перспективы оказаться в рядах боевиков.
Согласно квотам на призывников, из Дагестана военкоматы должны отправлять в армию не менее трех тысяч человек и без просьб депутатов и специальных указаний министра обороны. Однако, как неоднократно писали СМИ, Министерство обороны ограничивает количество срочников-кавказцев, поскольку считает их слишком проблемными. Военные жалуются, что дагестанцы часто отказываются выполнять приказы, а также провоцируют конфликты на межнациональной почве.
Официально военное командование опровергает информацию о том, что дагестанцев и других уроженцев Северного Кавказа не допускают к службе. В июле 2012 года начальник направления призыва Генштаба Алексей Князев заявил "Интерфаксу", что перед военкоматами северокавказских республик стоит задача отправлять призывников и они ее выполняют.
Впрочем, эти задачи военкоматы выполняют по особой схеме. Как писала "Независимая газета", осенью 2011 года для Дагестана был выделен наряд на 3320 призывников. Из них на службу попали 121 человек. Это были в основном молодые люди славянской национальности. Остальных призывников, сообщала газета, отправили в резерв.
Сокращать количество призывников из Дагестана военные начали с 2010 года. По информации портала "Кавказский узел", если в этот год из республики в армию попало почти восемь тысяч дагестанцев, то уже в 2011 году - не более одной тысячи.
Между тем молодые люди из этой северокавказской республики стремятся в армию как никто другой. В регионе большая безработица, а благодаря отметке о службе в армии мужчины получают шанс найти нормальную работу. Дальнейшая служба по контракту выглядит для дагестанцев вполне привлекательной и перспективной, признавались они в беседе с "Лентой.ру". Кроме того, военный билет открывает двери для карьеры в полиции и других силовых ведомствах.
Дагестанские призывники. Фото ИТАР-ТАСС, Сергей Расулов
Стремление дагестанцев в армию и нежелание Министерства обороны видеть их там доводит ситуацию с призывом до абсурда. В остальных регионах молодые люди призывного возраста платят взятки, чтобы "откосить" от службы, а в Дагестане же - наоборот, чтобы послужить. Этой осенью, как сообщал "Интерфакс", в Общественную палату поступило более полутора тысяч жалоб на действие военкоматов. В большинстве случаев призывники просили помочь с отсрочкой. И только из Дагестана люди жаловались на то, что военкоматы отказывают им в призыве, причем без объяснения причин.
Более того, как рассказывали "Ленте.ру" призывники-дагестанцы, даже взятки не всегда помогают попасть в армию. В республике ходят слухи о неких списках призывников, в которых числятся сыновья чиновников или сотрудников военкоматов. Чтобы попасть на службу, некоторым дагестанцам приходится прописываться в других, не северокавказских регионах.
Если Министерство обороны действительно увеличит количество срочников из Дагестана, то местные власти обещают проследить за дисциплиной своих соотечественников. Президент республики в интервью "Известиям" говорил, что, действительно, дагестанцы пользуются плохой репутацией среди военных начальников. Однако, по словам Магомедова, школьников активно готовят к службе, привлекая для этого ветеранов. Президент пообещал отправлять в армию "самых лучших" призывников.
Впрочем, даже при нынешнем, мизерном, количестве дагестанцев в армии, в СМИ то и дело публикуются сообщения о различных происшествиях с их участием. Так, по сведениям "Интерфакса", в июле 2012 года в одной из военных частей Алтайского края рядовой Тайги Бахмудов раздел четырех своих сослуживцев и написал на их спинах пеной для бритья "DAG 05". После этого он сфотографировался на фоне надписи, демонстрируя "жесты превосходства и подавления воли". В августе в Свердловской области, пишет агентство, двое срочников ночью разбудили личный состав роты. Они выбрали 16 человек и написали на их спинах все той же пеной для бритья слова "Дагестан", "Азербайджан", "Гянза", "QUBA". Все это они сняли на мобильные телефоны.
Не все депутаты Госдумы уверены, что решение Минобороны увеличить квоту по призыву в армию для Дагестана, - единственно правильное."Я к этому отношусь сдержано по двум причинам: во-первых, увеличение числа призывников всего на 4 тысячи не сыграет существенной роли в повышении обороноспособности страны, во-вторых, и это, пожалуй, главное, нельзя исключить, что в воинских частях могут возникнуть напряженные ситуации на межнациональной почве, что фиксировалось ранее, до того как было принято решение о сокращении количества призывников - жителей Северокавказских республик", - полагает глава комитета Госдумы по обороне Виктор Комоедов, представляющий КПРФ.
Впрочем, заместитель Комоедова, единорос Франц Клинцевич уверен, что практику селективного призыва необходимо прекратить. "У нас был сокращенный призыв на службу ребят, находящихся на Кавказе. И всякий раз акцентировалось внимание на неких межнациональных возможных вещах. И это контрпродуктивно. Мы граждане РФ, пора прекратить эти разговоры", - считает он.
В Минобороны, похоже, придерживаются схожего мнения, однако официальное сообщение об увеличении призыва пока в СМИ не поступало. Между тем, вопросы о дисциплине призывников и дискриминации (как выходцев из Дагестана, так и отдувающихся за них представителей других республик) поднимались уже неоднократно (обычно после очередной скандальной выходки в частях). Но в Минобороны предпочитают об этом не говорить, тем более что и других проблем у армии полно. Зато весной 2012 года в Дагестане ввели тест на стрессоустойчивость, который, как отмечала пресс-служба Южного военного округа, "помогает командирам в управлении подчиненными и поддержании уставных правил взаимоотношений между военнослужащими".