Церемония инаугурации президента США Барака Обамы прошла блестяще: с толпами поклонников и невозмутимыми военными, торжественными словами клятвы и милыми импровизациями, стихотворением от поэта-гея-иммигранта и национальным гимном в исполнении поп-звезды Бейонсе. Скандал пришел откуда не ждали — от той самой Бейонсе. Если сразу после церемонии ее выступление все назвали потрясающим, то сутки спустя прозвучало страшное слово: фонограмма!
Выступление на церемонии инаугурации было особенно важным для Бейонсе по нескольким причинам. Во-первых, это было ее первое торжественное появление на публике с января 2012 года, когда у нее и ее мужа рэпера Джей-Зи родилась дочь. Кроме того, она стала первой поп-звездой, приглашенной петь государственный гимн на инаугурацию. Наконец, она не чужой человек Обаме: на приеме после его первой инаугурации певица исполняла соул-стандарт «At Last», прославивший Этту Джеймс, в тот момент, когда Барак и Мишель танцевали свой первый танец в новом качестве — президента и первой леди. Во время второй кампании Бейонсе и Джей Зи активно поддерживали переизбиравшегося Обаму: организовывали вечеринки для спонсоров со входом за 40 тысяч долларов, писали открытые письма поклонникам («Обама — лидер, который может вывести нас из того места, где мы находимся»), выпускали майки с агитацией. Петь гимн на инаугурацию бывшую солистку Destiny's Child позвал сам президент.
Кашу заварили не американцы, а британцы. Газета The Times, ссылаясь на собственную информацию, написала, что голос был записан накануне церемонии инаугурации. Представитель аккомпанировавшего оркестра Кристин Дюбуа сообщила изданию, что решение в самый последний момент приняла сама Бейонсе: музыканты услышали это за несколько минут до выступления, но объяснения им не предоставили. Официальные представители певицы от комментариев отказались.
Откуда в самый последний момент у Бейонсе появилась фонограмма? На самом деле, широко известно, что все инструментальные и голосовые партии для выступлений на инаугурации специально записываются заранее — прежде всего, чтобы важная церемония не зависела от погоды. Так, в 2009 году, на первой инаугурации Обамы под запись выступали прославленные классические музыканты: виолончелист Йо-Йо Ма и скрипач Ицхак Перлман. Тогда это совершенно не скрывалось: в Вашингтоне было морозно, а порванные струны и фальшивые ноты были на церемонии нежелательны. Однако сейчас, пишут ироничные британцы, не было никакого форс-мажора, заставлявшего не петь вживую.
Затем американские журналисты обратили внимание на то, что Оркестр морской пехоты США, под аккомпанемент которого исполнялся гимн, явно не играл «живьем», что было видно невооруженным глазом всем, кто находился поблизости. Это признал и дирижер, полковник Майкл Колберн. Однако, хотя «Таймс» и ссылалась на названного представителя оркестра, пехотинцы спешно выпустили новое официальное заявление и подчеркнули, что не знают и не могут знать, действительно ли Бейонсе лишь шевелила губами:
«Комитет по президентской инаугурации попросил Оркестр морской пехоты США аккомпанировать Бейонсе Ноулз-Картер при исполнении „Знамени, усыпанного звездами“, — заявили музыканты. — Однако госпожа Ноулз-Картер не имела возможности провести репетицию с Оркестром пехотинцев до инаугурации, и было очевидно, что живое исполнение своих партий музыкантами в данном случае нежелательно на мероприятии такой высокой значимости. Каждое музыкальное произведение, которое будет исполняться на инаугурации, специально предварительно записывается на случай мороза, поломок оборудования или иных вынуждающих обстоятельств. Что же до пения госпожи Ноулз-Картер, то никто в Оркестре морской пехоты не имеет доступа к информации о том, было ли оно живым или заранее записанным».
Иными словами, пехотинцы дипломатично признались в том, что и так было очевидно, решительно отказались отвечать за Бейонсе и одновременно элегантно намекнули: раз репетиции не было и оркестр отказался играть вживую, то что уж спрашивать с вокалистки.
Иронии добавляет то, что другие певцы, участвовавшие в церемонии, — Джеймс Тейлор и Келли Кларксон — пели сами; об этом публику поспешили уведомить их официальные представители. Бейонсе и ее пресс-секретари все это время хранят молчание. Зато не молчит Арета Франклин: звезда соула, блиставшая на первой инаугурации Обамы, заявила, что, как говорят актеры, «раскололась» и дико хохотала, когда узнала о фонограмме. Королева соула, конечно, дипломатично добавила, что все равно восхищена исполнением Бейонсе, и отметила, что петь в январе на улице многим некомфортно — но и не преминула напомнить, что в 2009 году исполнила патриотическую «My Country, 'Tis of Thee» вживую, даже не задумываясь, что можно по-другому. А тогда, на первой инаугурации, было куда холоднее.
Шум в американских СМИ и блогах поднялся страшный. Язвы из «Таймс» первым делом вспомнили церемонию открытия Олимпиады в Пекине, когда очаровательная девочка Линь Миаоке исполняла китайскую патриотическую песню под фонограмму, да еще и записанную не ею, а другой девочкой, Ян Пэй, единственной виной которой было круглое лицо и кривые зубы. «Идеальная Олимпиада оказалась поддельной уже на старте», — говорили тогда на американском телеканале ABC; что же они скажут теперь, издевались британцы.
Сразу вспомнили предыдущие громкие скандалы с фонограммой и гимном: в 2009-м Дженнифер Хадсон беззвучно шевелила губами в перерыве матча за Суперкубок по американскому футболу. Однако куда больший скандал произошел в 1991 году, когда на аналогичном мероприятии «Знамя, усыпанное звездами» пела Уитни Хьюстон; после истерики в прессе и нескольких витков лжи выяснилось, что Хьюстон все же пела, но в выключенный микрофон, а для всего стадиона (и для миллионов телезрителей) была поставлена пленка, которую певица заранее записала на непредвиденный случай.
Среагировал и твиттер. Кто-то шутил, что за Бейонсе на самом деле пела Саша Фирс (альтер-эго самой певицы). Кто-то вопрошал: неужели критики никогда сами не шевелили губами под песни самой Бейонсе? Лучшим каламбуром стоит признать словосочетание «The Lip-Spangled Banner», обыгрывающий название гимна («The Star-Spangled Banner») и слово lip-sync, обозначающее шевеление губами под фанеру. А лучшей картинкой — изображение певицы в студии, где заранее записывался вокал (Бейонсе неосмотрительно выложила его в интернет за несколько дней до церемонии) с подписью: «Фонограмму писали в той же студии, где снимали высадку американцев на Луну».
Все это могло бы показаться шумом из ничего: ну фонограмма, у нас все поют под фанеру и на куда менее ответственных мероприятиях, чем церемония вступления в должность любимого президента; в конце концов, правда было холодно, а репетиций не было; кто знает — может быть, она в последний момент перенервничала... Если бы не одно «но».
Эмоциональным пиком выступления Бейонсе стал момент, когда посреди гимна она на глазах у телекамер вытащила из уха наушник, который, очевидно, должен был помогать ей синхронизировать голос и музыку — или губы и голос в случае фонограммы. Одним жестом певица изобразила экстаз и уверенность, триумф и свободу — все то, за что она боролась вместе со своим президентом. Однако если все ее вокальное исполнение было подделкой, то на место всех этих эмоций заступает одна — цинизм.
P.S. Пока официальные представители Бейонсе придумывают, что сказать, послушайте одно из лучших исполнений гимна США не под фонограмму. Не такое блестящее, как у соул-дивы, конечно, зато с душой.