Новости партнеров

От просветления до истинной любви

Говорящий Пещер исполняет желания в игре The Cave

Скриншот The Cave

Завязка новой игры Рона Гилберта (которого просвещенная общественность прекрасно знает по таким блистательным образцам жанра, как Maniac Mansion и Monkey Island) предельно проста. Где-то в мире существует Пещера, которая (вернее который: тут назревает языковой конфликт, ибо Пещера говорит приятным мужским голосом и рассуждает о том, как тяжело пещере с самосознанием найти себе пару) может исполнять желания. Семь отважных героев отправляются на ее покорение, чтобы найти самые желанные вещи на свете — от просветления до истинной любви.

Для того чтобы сделать это, им придется погрузиться в глубины Пещеры, пережить там личный специфический опыт (для каждого свой) и сделать (или не сделать) определенные выводы, которые приведут к хорошему или, что вероятнее, к плохому финалу.

Дело в том, что все семь персонажей — не очень хорошие люди, поэтому исполнение желаний во всех семи случаях для них связано с предательствами и убийствами. А это, в свою очередь, редко позволяет найти истинную любовь или стать героем — разве что в очень специфическом смысле.

The Cave начинается с того, что из семи доступных персонажей — Путешественницы во времени, Деревенщины, Ученой, Рыцаря, Близнецов (их двое, но они почти единое целое и считаются за одного), Искательницы Сокровищ и Монаха — нужно выбрать тех трех, в компании которых придется покорять недра. У каждого героя есть своя особая способность и своя история. Не взяв в партию главного героя каждого эпизода, ознакомиться с ним невозможно. Без ключевого персонажа вход на территорию закрыт, потому что попасть туда можно, лишь применив его особую способность. Например, без Деревенщины, который умеет долго находиться под водой, не попадешь на территорию Ярмарки, где проводит дни его истинная любовь. А без способностей Близнецов не получится попасть в их милый викторианский особняк, где разыгрывается камерная семейная драма с убийством в финале.

К сожалению, особого разнообразия в геймплее тот факт, что у героев есть особые способности, не приносит. Они важны лишь при прохождении их личных историй. Во всех остальных случаях — да, иногда талантами героев можно пользоваться, но в основном они не нужны. Искательница Сокровищ может лихо забраться туда, куда сразу не запрыгнут остальные, а Рыцарь — упасть с большой высоты и не погибнуть. Но в общедоступных зонах это не является необходимостью, потому что там всегда есть другой путь.

Поэтому реиграбельность The Cave довольно условна. Даже если игроку захочется сразу после финала узнать истории остальных персонажей, он сможет получить удовольствие лишь от половины игры. Во второй половине ему придется повторить тот же самый набор действий, что и раньше, и никаких вариаций тут не предусмотрено. Поэтому проходить игру повторно стоит не раньше чем через несколько месяцев, основательно забыв, что же там на самом деле было.

Зато при первом знакомстве играть в The Cave — одно удовольствие. На первый взгляд она напоминает платформер, но это не вполне соответствует действительности: здесь практически нет заданий, которые нужно проходить на время. Миссии, которые Пещера подкидывает героям ради собственного развлечения, требуют не умения быстро прыгать, а наблюдательности и логического мышления. При этом особых сложностей большинство паззлов в игре не вызывают. В конце концов, если табличка «Продолжение осмотра» находится под разрушающимся мостом, за которым спит любящее сосиски чудовище, то догадаться, что надо где-то найти сосиску, совсем несложно.

Однако уровни в Пещере достаточно велики, а окружение — разнообразно, поэтому к их изучению и к взаимодействию с предметами надо подходить очень вдумчиво. К тому же каждый герой может нести лишь одну вещь, а многие паззлы требуют одновременной работы всех троих персонажей, поэтому иногда на поиск нужного алгоритма действий уходит достаточно много времени. Но так как все загадки сделаны вдумчиво и с большой долей черного юмора, то потраченное на них время в итоге окупается.

Как и в других творениях Рона Гилберта и Ко из Double Fine, в юморе тут половина удовольствия от всей игры. Вот, например, Пещера, которая саркастично комментирует все события, уже сейчас претендует на лучшего персонажа года (по крайней мере более удачной шутки про клоуна в чрезвычайной ситуации в этом году точно не будет). Вот прекрасный и обширный уровень Деревенщины, где все, что приходится делать героям, — это обманывать профессиональных ярмарочных ловкачей их же методами. Ничуть не хуже уровень Монаха, где путь к просветлению лежит через быстрое и (судя по звукам) болезненное убийство любимого учителя.

У The Cave, конечно, есть недостатки. Версия для Xbox 360 часто глючит, а управление периодически подводит во всех версиях. Много времени отдается занудной беготне по уровням (иногда, если один герой ушел достаточно далеко или перебрался в другую локацию, его товарищи подтягиваются за ним, но чаще приходится бегать ножками). Да и в конце концов, семь не делится на три: для того чтобы узнать все истории, два личных уровня придется проходить заново, и не пройти их нельзя.

Но, несмотря на это, история семи людей, их мрачных тайн и одной Пещеры точно стоит потраченного на нее времени. Она жестокая, веселая, умная и в итоге — оптимистичная. Но для того, чтобы узнать, каким будет счастливый финал, нужно усвоить урок и разгадать еще один — самый последний — паззл.