В Иране состоялась демонстрация прототипа нового истребителя Qaher-313. Как водится, иранские военные поспешили заявить об огромном боевом потенциале самолета, который не только практически незаметен для радаров, но и обладает передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и инновационными техническими решениями. Тем не менее показанный иранскими телеканалами и информационными агентствами самолет своим внешним видом и размерами вызывает недоумение и серьезные сомнения в своей способности к полету.
Иранская версия
Презентация перспективного иранского истребителя Qaher-313 («Завоеватель-313») состоялась 2 февраля 2013 года и была приурочена к празднованию исламской революции 1979 года. «Этот передовой самолет с очень маленькой эффективной площадью рассеяния способен выполнять боевые задачи на малой высоте», ─ заявил иранскому телевидению министр обороны Ахмад Вахиди, стоя перед вращающимся на специальном постаменте прототипом истребителя. При этом руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех отметил, что «самолет от А до Я состоит из иранских комплектующих».
Прототип самолета построила Организация авиационной промышленности, подразделение министерства обороны Ирана. Представленный широкой общественности самолет очень странного вида имеет интегральную компоновку и создан по схеме «утка» с чрезмерным передним горизонтальным оперением, крылом нормальной стреловидности с отклоненными на 60-65 градусов вниз законцовками и «разваленными» в стороны килями. Внешние формы Qaher-313 ─ рубленые, видимо, в угоду снижения радиолокационной заметности. Еще одним достижением иранских инженеров является беспереплетный фонарь.
По словам президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, присутствовавшего на презентации Qaher-313, этот самолет «демонстрирует волю иранского народа к покорению научных вершин и построен для сдерживания, а не для нападения».
Взгляд со стороны
Внешне иранский истребитель напоминает смесь из американских прототипов боевых самолетов Boeing Bird of Prey и Lockheed Martin Have Blue (последний, к слову, в конце 1970-х ─ начале 1980-х годов вырос в серийный штурмовик F-117 Night Hawk). В США оба этих самолета разрабатывались с упором на малозаметность. При этом Bird of Prey строился еще и устойчивым по всем трем осям, что облегчало пилотирование самолета, а также делало его относительно маневренным на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Именно этим была обусловлена странная конструкция американского летательного аппарата.
Фото: Younes Khani / AFP
От Bird of Prey Иран, по-видимому, решил позаимствовать скошенные вниз законцовки крыла, призванные реализовать принцип волнолета. Аналогичный принцип использовался и в другом американском самолете ─ XB-70 Valkyrie (у него края крыла в полете опускались вниз на угол в 65 градусов). Опущенные вниз концы крыльев позволяют удержать под крылом сверхзвуковую ударную волну, тем самым увеличивая давление под крылом за счет скачков уплотнения. В результате, по данным американских исследований 1960-х годов, удается увеличить аэродинамическое качество самолета на 30 процентов.
Наконец, опущенные вниз законцовки крыла позволяют не только увеличить на высоких скоростях отношение подъемной силы к сопротивлению воздуха, но и служат дополнительными вертикальными стабилизаторами, в целом улучшая управляемость летательного аппарата. Впрочем, на боевой технике со времени Valkyrie загнутые вниз законцовки крыла практически не использовались, но широко применялись на планерах и небольших легких самолетах. В гражданской авиации такой тип концов крыла известен как «законцовки Хёрнера», в честь немецкого ученого Зигхарда Хёрнера, впервые описавшего их в 1952 году.
Переднее горизонтальное оперение иранского истребителя Qaher-313 чрезмерно увеличено и больше напоминает крыло. Судя по фотографиям, оно не выполнено цельноповоротным, как, например, оперение у истребителей Су-30МКИ, Rafale или Typhoon, но имеет механизированную заднюю аэродинамическую плоскость. Длина переднего оперения и крыла (до сгиба законцовки) примерно одинакова. Вероятно, по замыслу конструкторов, законцовка призвана, помимо прочего, при сохранении малых габаритов самолета увеличить длину и площадь крыла.
«Разваленные» в стороны кили истребителя также не являются цельноповоротными. Воздухозаборники, расположенные по сторонам чуть позади кабины пилота, крайне малы. Вероятнее всего, их просвет будет недостаточным для обеспечения стабильной работы двигателя на больших скоростях полета. К слову, самолет выполнен однодвигательным, причем расположение сопла (оно сильно утоплено в фюзеляж) заставляет предположить, что задняя часть Qaher-313 при полете сильно разогревается. «Утопленным» сопло, похоже, сделано в угоду снижения заметности в инфракрасном спектре ─ часть горячей газовой струи из двигателя должен закрывать фюзеляж.
Какой тип двигателя установлен на самолет, неизвестно. Аналитики Flight International предположили, что речь идет о копии или иранском варианте американского двигателя General Electric J-85. В частности, такие устанавливались на американские истребители F-5, поставлявшиеся Ирану в 1960-1970-х годах. По современным меркам, такие двигатели уже крайне слабы ─ они могут выдавать максимальную тягу в 15,5 килоньютона и 22,2 килоньютона в режиме форсажа. Для сравнения, двигатели F/A-18 могут выдавать тягу в 48,9 килоньютона и 79,2 килоньютона в режиме форсажа каждый.
Насколько мощности единственного J-85 достаточно для Qaher-313, сказать сложно ─ весовые параметры самолета Иран не раскрыл. Сам представленный прототип в сюжете иранского телеканала по сравнению со стоящими рядом с ним людьми выглядит небольшим. Возможно, J-85 для самолета будет вполне достаточно, но небольшие габариты Qaher-313 указывают на то, что какими-то выдающимися боевыми качествами самолет не отличается. При этом носовая часть истребителя настолько мала, что возможность установки в нее радиолокационной станции вызывает серьезные сомнения.
Наконец, обнародованная агентством FARS фотография кабины пилота показывает примитивную панель приборов, с обратной стороны которой, к слову, практически не видно проводки (хотя защитного кожуха за панелью просто нет). Это, кстати, заставляет предположить, что общественности показали даже не прототип, а макет самолета. При этом, как отмечает The Aviationist, на панели присутствуют несколько приборов, характерных только для небольших самолетов гражданской авиации. Кабина пилота закрывается прозрачным сильно искажающим плексигласовым фонарем. Следует также отметить, что она очень тесна и фонарь, скорее всего, не закроется, если внутри будет находиться летчик.
Выводы
В целом технические решения, использованные Ираном в прототипе Qaher-313, сами по себе интересны, но все вместе оставляют впечатление, что самолет этот летать не может. Да и выглядит он скорее большим макетом, нежели полноценным истребителем. Сомнения вызывает также способность Ирана создавать по-настоящему прорывные технологии ─ страна уже несколько десятилетий находится под действием международных санкций и практически не имеет доступа к мировым техническим наработкам. Собственной же развитой промышленности у Ирана нет.
Наконец, не убеждает и запись якобы полетов Qaher-313, на которой самолет, внешним видом напоминающий перспективный иранский истребитель, быстро и ловко «рассекает» кадр на фоне темнеющего неба. Странно, что, показав резвые полеты Qaher-313, иранское телевидение почему-то не посчитало необходимым показать взлет и посадку «продвинутого» истребителя. Скорее всего, полеты на видеозаписи выполняет радиоуправляемая модель ─ оценить по кадру истинные размеры аппарата не представляется возможным.
За последние несколько лет Иран объявил о создании нескольких новых типов вооружений и военной техники, включая зенитную ракетную систему (по заявлению иранских военных она сопоставима с российскими С-300, но внешне очень похожа на американскую MIM-23 Hawk 1960-х годов) и истребители Azarakhsh («Молния») и Saeqeh («Гром»), которые являются всего лишь копией и доработанной копией американского F-5, выпускавшегося с 1959-го по 1987 год. Однако вся эта техника, по большому счету, преследует лишь одну цель ─ не запугать вероятного противника, а поддержать моральный дух «иранского народа».