В первый день марта российская делегация в Грузии закончила проверку винодельческих предприятий, которые собираются возобновить поставки на российский рынок. За неделю до этого глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявлял, что грузинские вина могут вернуться после семилетнего эмбарго уже весной или летом текущего года. «Лента.ру» побеседовала с экспертами и участниками рынка о том, какие перспективы ожидают грузинское вино в России, что отличает его от продукции из других регионов и кому могут составить конкуренцию виноделы из Грузии.
Импорт грузинского вина в Россию был запрещен в 2006 году. Официально Роспотребнадзор заявлял, что это связано с нарушением санитарных норм. Неофициально запрет объяснялся натянутыми отношениями Тбилиси и Москвы и желанием последней получить дополнительный рычаг давления на противника. После войны августа 2008 года дипломатические отношения между двумя странами и вовсе были прекращены, и это сделало возвращение в Россию грузинских вин невозможным.
Со сменой правительства Грузии в судьбе местного вина наступил переломный момент. В начале февраля в Москве представители обеих стран обсудили возможное возвращение грузинских вин и минеральной воды на российский рынок. Позже глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко объявил, что готов к переговорам по поводу снятия запрета на импорт, а вскоре инспекция из шести сотрудников его ведомства отправилась в Грузию проверять производство на месте.
По словам Онищенко, грузинские вина могут появиться на российском рынке весной или летом текущего года. Инспекция Роспотребнадзора должна была проверить 44 предприятия (из которых четыре производят минеральную воду). 11 февраля Грузия подала российским чиновникам список из 65 компаний, которые намерены поставлять вино в страну. Какие из них получат соответствующие разрешения, пока неизвестно. Глава национального агентства вина Грузии Леван Давиташвили на вопрос о том, какие напитки вернутся на российские прилавки, перечислил «Интерфаксу» наиболее известные марки: «Киндзмараули», «Хванчкара», «Цинандали» и «Мукузани».
Снятие винного эмбарго не обошлось без скандала: 27 февраля президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что не видит смысла в присутствии российской делегации в стране, отметив, что Онищенко «сам не пожаловал». «Наши чиновники на задних лапках, представители винных заводов с трясущимися руками наливали им вино, смотрели на реакцию — нравится ли им или нет», — негодовал Саакашвили. — Не находится ли Грузия снова в Советском Союзе, раз приезжают российские чиновники, которым надо доставить удовольствие и почесать их по животу?» Президент предложил «положить чиновникам в карман», чтобы они «уехали счастливые».
В ответ Онищенко пригрозил остановить работу делегации, если «ситуация не будет нормализована», а «оскорбления не прекратятся». Похоже, ситуацию «удалось нормализовать» грузинскому правительству (оно сформировано коалицией оппонента Саакашвили Бидзины Иванишвили). Министр экономики и устойчивого развития республики Георгий Квирикашвили, в частности, назвал российский рынок «спасением для Грузии» и дал понять, что Саакашвили всерьез воспринимать не стоит. Вскоре Онищенко заявил, что он сам готов поехать в Грузию — похоже, таким образом глава Роспотребназдора в очередной раз подтвердил, что Россия готова снова принимать грузинские вина и «Боржоми».
Традиции
Грузия долгое время была одним из ведущих производителей вин сначала в Российской империи, а потом и в СССР, поэтому неудивительно, что до запрета страна уверенно занимала третье место в числе крупнейших экспортеров вина в Россию. На популярности грузинских вин сказывалась как исторически сложившаяся лояльность российского потребителя, так и особые свойства продукта. По словам руководителя отраслевого портала AlcoExpert Юрия Юдича, грузинские вина пользовались популярностью у россиян благодаря технологии изготовления — они относятся к группе природных полусладких вин с естественным сахаром, который содержится в винограде, а полусладкие и полусухие вина с добавлением сахара наиболее популярны в российском массовом сегменте.
Большинство российских вин подслащиваются искусственным путем, с помощью сладкого виноградного сока — так называемое вакуум-сусло. Добавление вакуум-сусла делает вина дешевле, и в результате напитки с естественным сахаром становятся на 30-100 процентов дороже. За рубежом подобная технология не распространена, и грузинские вина с естественным сахаром оказывались дешевле сладких импортных аналогов, что, разумеется, нравилось российскому потребителю. «Это понравилось бы и любому другому потребителю, если бы можно было всерьез говорить о поставках вина из Грузии за рубеж вне России», — говорит Юдич.
Он напоминает, что именно популярность грузинских вин сыграла с ними злую шутку: их начали массово подделывать. «Появились всякие "Хванчмараули" и прочие ужасные названия, что создало образ грузинского вина как непотребного сладенького винишка. Качественная линейка была задвинута на задний план. Даже если мы забудем про политические претензии, то именно падение качества было инкриминировано Грузии, винный рынок которой себя дискредитировал. Самим грузинам нужно было заниматься соблюдением качества, подавать в суд в случае подделок», — заключает Юдич.
Фото: Олег Макаров / РИА Новости, архив
Ведущий преподаватель школы вина «Энотрия» Дмитрий Ковалев обращает внимание, что грузинские сорта винограда отличаются от западноевропейских: европейская и черноморская семья (в последнюю входят, в частности, виноград Кавказа и Балкан) сильно различаются по вкусовым характеристикам. Кроме того, в Грузии сохранились еще античные традиции виноделия, которые применялись в Древнем Риме и Греции. В СССР грузинские виноделы работали по общепринятым образцам, но сейчас в стране начинают возрождать эти традиции: давят виноград ногами, потом он бродит в квеври, говорит Ковалев. Однако, как отмечает эксперт, сейчас таких проектов мало — речь идет скорее об ограниченных поставках для ресторанов и ценителей, чем о серьезной доле рынка.
Что же касается таких напитков, как «Хванчкара» и «Киндзмараули», то, как объясняет эксперт, красных полусладких вин в мире вообще мало. «Эти производства, наследники больших советских предприятий, сохранились под влиянием российского вкуса, ведь россияне предпочитают сладкие вина. Я полагаю, что хотя грузины и заявляли о желании переориентировать поставки в Европу, эти вина лежали в запасах и ждали, когда запрет на экспорт в Россию будет снят», — говорит Ковалев.
Смена специализации
В 2005 году 8,89 процента импорта вина в РФ приходилось на Грузию, которая в общей сложности за год экспортировала в Россию 36,4 миллиона литров. Для сравнения, в прошлом году в России вино выпускало 71 предприятие, и они произвели 367 миллионов литров. Тем не менее эксперты и участники рынка не ожидают, что грузинское вино быстро сможет занять такую же большую долю рынка, как и до семилетнего эмбарго. Кроме того, ему, похоже, предстоит смена специализации: если до эмбарго продукция из республики на российском рынке занимала в основном нижний ценовой сегмент (в том числе и благодаря многочисленным подделкам), то сейчас она будет ориентирована на средний. Рынок поменялся, констатируют специалисты: потребитель стал более разборчив, и если Грузия будет конкурировать за дешевый сегмент, ее продукция просто «потонет».
Президент Грузии Михаил Саакашвили в 2008 году заявлял, что российский запрет на вина из республики пошел на пользу местным производителям. Он отмечал, что эмбарго вынудило виноделов искать новые рынки сбыта и повысить качество продукции. При этом в правительстве страны оценивали потерю ВВП из-за всех российских санкций в 1,5 процента, а потерю рынков сбыта — в 17 процентов.
По данным СМИ, грузинские вина будут продаваться не дешевле 350 рублей за бутылку, при этом многие российские ритейлеры уже начали договариваться с производителями из Грузии о поставках. Как сообщил «Ленте.ру» руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов, компания уже провела переговоры с несколькими поставщиками и изучила их продукцию, как только будет дан «зеленый свет» от Роспотребнадзора, ритейлер будет готов обсуждать конкретные коммерческие предложения.
Компания планирует начать продажи грузинских вин сначала только в «Перекрестке». По словам Русанова, они будут продаваться в среднем и выше среднего ценовых сегментах. При этом ажиотажного спроса в компании не ожидают, хотя и признают, что бренды достаточно раскрученные и известные. И хотя Русанов обратил внимание на эффект новизны и ностальгии, российский рынок, как считают в X5, приход грузинских вин все же «не обвалит».
Юрий Юдич полагает, что основными конкурентами грузинских вин станут напитки из Нового Света, Франции, Испании и Молдавии. Он предлагает условно разделить потребителей на три группы. «Совсем эконом-сегмент», от 100 до 150 рублей, грузинская продукция не затронет. То же можно сказать и о ценовом сегменте от 200 до 300 рублей: даже если грузинские вина в нем и появятся, они не будут того качества, которое ожидает потребитель, считает эксперт. По его мнению, основной ценовой группой для грузинских вин станет от 400 рублей и выше. В таком случае речь идет об искушенном потребителе; если Грузия сможет обеспечить достойное качество, то у нее есть шанс вернуть себе часть рынка. Однако о 9-процентной доле, по мнению Юдича, речь пока, конечно, не идет.
Дмитрий Ковалев вспоминает, что в свое время тосты за Саакашвили поднимали виноделы из Абхазии, получившие в результате действий грузинского президента российскую нишу полусладких вин. По мнению Ковалева, грузинские вина потеснят продукцию из Абхазии или Болгарии. Абхазские вина все же уступают грузинским по качеству: отделившаяся от республики Абхазия практически не выращивает своего винограда, и многие виноматериалы ей пришлось завозить, в том числе из Нового света и Молдавии.
Что же касается российских производителей, то особенной борьбы с грузинами эксперты не ожидают. По их словам, в России в похожем сегменте рынка имеют марки немногие компании, крупнейшими из них являются «Фанагория» и «Кубань-вино» («Шато-Тамань») из Краснодарского края. «Несмотря на все давление со стороны государства, о котором говорят российские виноделы, они все же могут выпускать напитки дешевле импортных. С другой стороны, когда в 2006 году эмбарго вступило в силу, российское виноделие поднялось: даже у нас в школе вина пропал однодневный курс "виноделие Грузии" и был введен курс "виноделие России". Но сейчас грузины уже не будут работать в нижнем ценовом сегменте, да и, скорее всего, Роспотребнадзор не пропустит дешевую продукцию на наш рынок», — говорит Ковалев.
В ноябре прошлого года агентство «Прайм» провело опрос отраслевых экспертов по поводу перспектив грузинских вин на российском рынке. Результаты показали, что напитки из Грузии будут пользоваться популярностью, но былого объема продаж не достигнут. Руководитель отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз оценил потенциальный объем поставок в десять миллионов бутылок (около 7,5 миллиона литров), таким образом, Грузия может рассчитывать только на треть былой популярности. Похожую цифру — 10 миллионов литров — назвал и руководитель центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его оценке, это около процента всей винодельческой продукции на российском рынке, но Грузия в перспективе сможет занять и три процента.
Даже 10 миллионов бутылок в год — это около трех миллиардов рублей (100 миллионов долларов), если исходить из средней цены бутылки в 300 рублей. Для сравнения, ВВП Грузии в 2011 году составил 24 миллиарда лари (около 14 миллиардов долларов). Конечно, «спасением для Грузии» снятие винного эмбарго назвать нельзя, но по крайней мере приятным подспорьем (почти на 0,7 процента ВВП) — можно. В то же время не совсем понятно, что происходит с российским винным рынком: по итогам прошлого года потребление вина в стране упало на 4,5 процента, а производство — на 9,2 процента. Почти половина потребляемого в РФ алкоголя приходится на водку. Может быть, сотрудникам Роспотребнадзора в первую очередь стоило проверить производство чачи?