Геннадий и Дмитрий Гудковы исключены из «Справедливой России». Формально отца и сына выгнали за то, что они отказались выйти из Координационного совета оппозиции. На деле Гудковым припомнили все их «проступки» перед руководством партии. Решение «Справедливой России» показывает, что инакомыслие в партии больше не допускается и впредь будет решительно пресекаться.
13 марта в здании Госдумы бюро президиума центрального совета «Справедливой России» собралось, чтобы решить судьбу Геннадия и Дмитрия Гудковых, которые играли заметную роль в оппозиционном движении во время массовых протестов по итогам выборов в Госдуму, а потом избрались в Координационный совет оппозиции. В партии Гудков-старший был членом бюро центрального совета, а его сын — рядовым членом ЦС.
Полтора месяца назад руководство партии поставило политикам ультиматум: либо они выходят из КС, либо их исключают из руководящих органов «Справедливой России». Речи об исключении из партии в решении бюро от 23 января не шло — соответствующие документы опубликованы на официальном сайте председателя партии Николая Левичева. «Я никуда уходить не собираюсь. Если коллеги сочтут необходимым исключить — это их право, но пока, по крайней мере, у нас есть время для того, чтобы убедить партийных наших товарищей, что ультимативный формат разговора между членами партии не очень корректный», — говорил Дмитрий Гудков после январского заседания бюро. Его отец из партии тоже уходить не планировал. В конце февраля Николай Левичев дал понять, что партийных постов Гудковы лишатся, но о намерении отобрать у них партбилеты не говорил.
К середине марта позиция партийного руководства поменялась. На заседании бюро 13 марта председатель палаты депутатов Сергей Миронов (который остается лидером «Справедливой России», хотя пост ее председателя занимает Левичев) предложил исключить Гудковых из партии за дискредитирующую ее деятельность. В соответствии с уставом партии, прекратить полномочия ее члена бюро может простым большинством голосов. При исключении из партии бывший член автоматически лишается всех партийных постов. За исключение Геннадия Гудкова проголосовало все руководство партии (кроме Олега Нилова из Санкт-Петербурга); исключение Гудкова-младшего не поддержал только его отец.
Судя по выступлениям партийцев на заседании, членство в Координационном совете было далеко не единственной причиной для санкций против Гудковых. Геннадию Гудкову припомнили, что на днях он ездил в Жуковский, где на 31 марта намечены выборы мэра, и там призвал оппозицию (в том числе и представителя «Справедливой России») объединиться вокруг кандидата, которого поддерживает партия Михаила Прохорова. Кроме того, член бюро Александр Романович поставил своему коллеге в вину то, что тот поддержал на выборах в Химках Евгению Чирикову, а не кандидата от «СР». Этим кандидатом, к слову, был сам Романович, который незадолго до выборов взял и снялся с гонки.
Обоим Гудковым напомнили также, что они участвовали в «Марше против подлецов», который состоялся после одобрения Госдумой закона о запрете на усыновление российских детей американцами. Участники марша несли портреты депутатов, поддержавших закон (в том числе и Миронова), на которых лица народных избранников были перечеркнуты словом «Позор!». В конце акции десятки этих портретов при большом скоплении граждан и журналистов полетели в мусорный бак. Сами Гудковы никаких портретов не несли и не выбрасывали, но шли вместе с колонной, что не понравилось руководству партии.
Дмитрия Гудкова отдельно обвинили в том, что он с трибуны правозащитной конференции, проходившей в США, раскритиковал политику российских властей и, в частности, назвал Госдуму «взбесившимся принтером», печатающим репрессивные законы. Сергею Миронову не понравилось, что Гудков поехал в Штаты самовольно, не спросив совета. Николай Левичев на заседании представил лингвистическую экспертизу выступления Дмитрия Гудкова. По мнению анонимного эксперта, депутат не сам написал текст, так как, цитировал эксперта Левичев, «в нем встречаются редкие обороты речи и слова, которые сами американцы в устной речи употребляют нечасто, например, глагол to shell, когда речь идет об обстреле Белого дома, или глагол to donate, что и вовсе является фандрайзинговым термином, — обычный человек в этом случае скажет to give». Нужно сказать, что английские слова to shell в значении «обстреливать из пушек, бомбардировать» и «фандрайзинговый термин» to donate, «дарить, жертвовать» — самые что ни на есть распространенные в английском языке и используются повсеместно. Барак Обама с помощью термина to donate, например, собрал на свою избирательную кампанию значительное количество средств, а по соответствующему запросу Google выдает 400 миллионов результатов (по запросу «Левичев», к примеру, — 356 тысяч).
Самым эмоциональным на заседании оказалось выступление Светланы Горячевой, которая сама в 2002 году была вынуждена покинуть КПРФ после конфликта с руководством. «Мы не подписывались делать партию имени Болотной площади! И я устала отвечать на вопросы, что наша партия делает в „болоте“! И почему Гудков поехал в Астрахань, обнимаясь с Собчак, кого-то защищать!» — цитирует ее слова «Газета.ру».
Волей-неволей Горячева выразила, вероятно, наиболее близкую к истине причину исключения из партийных рядов обоих Гудковых. Они слишком увлеклись протестами, а на замечания руководства фактически не реагировали, в отличие от Ильи Пономарева и Олега Шеина. Пономарев по решению бюро отказался от участия в «Левом фронте», а Шеин вышел из Координационного совета оппозиции, поэтому оба сохранили членство в партии.
Пономарев, правда, после исключения Гудковых решил приостановить свою партийную работу, но что это значит, не пояснил. Зато вместе с Гудковым-младшим (старший лишился места в Госдуме в сентябре 2012 года) они решили создать межфракционную группу депутатов под условным названием «Альтернатива», которая, по их замыслу, будет голосовать независимо.
В Госдуме уже имеется «внефракционное» объединение, в которое входят восемь выходцев из «Справедливой России». В свое время часть из них отстранили от фракционной работы за то, что они проголосовали за утверждение Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, хотя руководство партии рекомендовало голосовать против. Исключив Гудковых, Миронов как будто хочет показать, что не потерпит инакомыслия в партии, на чьей бы стороне — власти или оппозиции — ни были эти инакомыслящие.