«АвтоВАЗ» задумал провести поэтапную модернизацию внедорожника Lada 4x4, выпускаемого без малого уже 36 лет. Первый доработанный автомобиль сойдет с «вазовского» конвейера 1 апреля 2013 года. Согласно планам тольяттинского предприятия, обновленная «Нива» будет более устойчивой к коррозии, получит новую окраску и станет комфортабельнее, технологичнее и экономичнее. Выпускать «икону» советского бездорожья планируется вплоть до 2016 года, когда «классическая» Lada 4x4 будет заменена новым поколением внедорожников «АвтоВАЗа».
Как один день
История внедорожника Lada 4x4, до 2004 года выпускавшегося под названием «Нива», началась в 1970 году, когда Совет министров СССР заказал у Волжского автомобильного завода (ныне «АвтоВАЗ»), Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола и «Ижмаша» разработку автомобиля повышенной проходимости с уровнем комфорта, соответствующим серийно производящимся легковым моделям. В результате были разработаны прототипы Э-2121, АЗЛК-415/416 и Иж-14, последние два из которых имели множество недостатков и не были готовы к серийному производству. В итоге выиграл «вазовский» прототип Э-2121.
В 1972 году тольяттинское предприятие создало несколько ходовых прототипов перспективного внедорожника, а в 1973-м начало готовиться к серийному производству машины. Главной особенностью будущей «Нивы» стали полностью «легковой» дизайн автомобиля, не имевший каких-либо отличительных черт внедорожника, а также широкое использование в конструкции серийно производившихся узлов и агрегатов от ВАЗ-2101 («копейка») и ВАЗ -2106 («шестерка»). В частности, от последней «Нива» получила практически в неизменном виде рядный 1,6-литровый карбюраторный двигатель мощностью 80,8 лошадиных сил.
На новый внедорожник с «шестерки» также практически без доработок перекочевала коробка передач; редуктор заднего моста был заимствован у «копейки». Салон «Нивы» внешне был практически идентичен салону ВАЗ-2106. Благодаря использованию в новом автомобиле уже производящихся узлов и агрегатов масштабное серийное производство «Нивы» было развернуто в относительно короткие сроки. После начала выпуска автомобиля в апреле 1977 года производство внедорожника сперва было увеличено с 25 до 50 тысяч единиц в год, а затем доведено до 70 тысяч единиц.
Следует отметить, что для своего времени «Нива» была одним из самых инновационных внедорожников, обеспечивавших хорошую проходимость на бездорожье, но при этом стоивших относительно недорого. Уже с конца 1970-х годов советский автомобиль активно поставлялся на экспорт (по разным данным, в первые десять лет производства за границу уходили 70-80 процентов выпускаемых в СССР автомобилей), причем «Нива» была единственной советской машиной, продававшейся в Японии. На экспортный рынок ВАЗ производил «Ниву» в двух вариантах: праворульную (для Великобритании и Японии) и экономичную с двигателем объемом 1,3 литра.
В 1980-х годах автопарк внедорожников Австрии почти на 99 процентов состоял из «Нив». По мере развития модели для СССР (а затем и России) и внешнего рынка производились уже несколько версий внедорожника, ставшего «иконой» бездорожья: автомобили с удлиненным трех- и пятидверным кузовом, дизельными и бензиновыми двигателями разных объемов, с правым и левым расположением руля. В 2003-2007 годах тольяттинский завод привел «Ниву» в соответствие экологическим стандартам Euro 3 и Euro 4, а с 2011 года начал выпускать автомобиль с антиблокировочной системой торможения и системой быстрого торможения (ABS и BAS).
К настоящему времени «Нива», в 2004 году переименованная в Lada 4x4, выпускается уже почти 36 лет. 12 марта 2013 года с конвейера «АвтоВАЗа» сошел двухмиллионный такой автомобиль. За эти годы за рубеж были поставлены более 500 тысяч советско-российских внедорожников. За свою историю «Нива» побывала на Тибетском плато в Гималаях на высоте в 5726 метров, проехала по Северному полюсу и 12 лет прослужила на российской полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде, где перевозила грузы.
Любопытно, что в 2002 году было проведено тестирование «Нивы» на пассивную безопасность по правилам EuroNCAP (фронтальный удар на скорости 64 километра в час), по итогам которого машина получила нуль баллов из 16 возможных, став второй моделью «АвтоВАЗа» с нулевым результатом после ВАЗ-2107. Результаты более поздних краш-тестов обнародованы не были, и поэтому сложно сказать, доработали ли инженеры «АвтоВАЗа» безопасность своего внедорожника.
Сегодня Lada 4x4 выпускается с системами ABS и BAS, электронной педалью газа, усиленным сцеплением, модернизированной раздаточной коробкой, гидроусилителем рулевого управления и обновленными амортизаторами. Автомобиль доступен в трех- и пятидверном кузове с двигателями объемом 1,69 литра и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Автомобили с жестко подключаемым полным приводом способны развивать скорость до 142 километров в час.
Косметика для «Нивы»
«АвтоВАЗ» планировал свернуть производство «классической» Lada 4x4 в 2015 году, а с 2014 года начать выпускать новое поколение этой машины. Однако в начале 2013 года концерн произвел перераспределение средств инвестиционной программы, объем финансирования которой составляет 180 миллиардов рублей до 2020 года, и пересмотрел стратегию собственного развития. Согласно новым планам, последняя Lada 4x4 старого образца сойдет с тольяттинского конвейера в 2016-2017 году. Тогда же планируется начать выпускать рестайлинговую версию внедорожника, о которой пока практически ничего неизвестно, кроме того, что она находится на стадии «проработки концепции».
В начале марта 2013 года директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков заявил, что решение продлить производство «Нивы» было принято из-за высокого спроса на этот автомобиль. И этот спрос, по оценке «АвтоВАЗа», будет сохраняться на высоком уровне еще несколько лет; он будет обеспечен ценовой доступностью внедорожника. Сегодня цены на Lada 4x4 в трех- и пятидверном кузове начинаются от 345,7 и 386 тысяч рублей соответственно.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе-феврале 2013 года в России было продано 6,9 тысячи автомобилей Lada 4x4. Это на 12 процентов меньше, чем за аналогичный период 2012 года, когда «АвтоВАЗу» удалось реализовать 7,9 тысячи внедорожников. В 2012 году таких автомобилей в России было продано 54,7 тысячи, что на десять процентов меньше, чем годом ранее; продажи Lada 4x4 в 2010 году составили 44,6 тысячи единиц. Для того, чтобы поддержать спрос на внедорожники до выхода рестайлинговой версии, «АвтоВАЗ» намерен провести поэтапную модернизацию Lada 4x4.
По словам директора проекта Lada 4x4 Анатолия Москалюка, улучшение автомобиля в ближайшие несколько лет будет производиться в три основных этапа, причем первая доработанная машина сойдет с конвейера уже 1 апреля текущего года. В рамках первого этапа планируется значительно усовершенствовать технологию окраски внедорожника, улучшив лакокрасочное покрытие. Благодаря этой доработке устойчивость автомобиля к коррозии повысится в пять раз. Для модернизации технологии окраски в мае текущего года планируется даже на 30 дней остановить конвейер Lada 4x4. Немного позже на российский рынок будут выведены внедорожники в цвете «металлик».
Кроме того, в рамках первого этапа планируется заменить все блестящие элементы кузова на черные. «В секции габаритов будут ставиться двухнитиевые лампы, одна из нитей будет выполнять функцию дневных ходовых огней. По этому году ─ мы поменяем форсунки омывателя ветрового стекла с одинарных на сдвоенные, как на "Приоре"», ─ заявил порталу «АвтоСреда» руководитель процесса конструкции и модернизации Lada 4x4 Юрий Акимов. К слову, планируется изменить и систему работы светотехники ─ после доработок ближний свет и габаритные огни будут выключаться при выключении зажигания.
На втором этапе, реализация которого начнется в 2014 году, «АвтоВАЗ» доработает интерьер Lada 4x4, а также начнет устанавливать на автомобиль улучшенные механизмы дверей, литьевые обивки интерьера и шумоизоляцию. По словам Акимова, в будущем году внедорожник получит и новую решетку радиатора. Машину планируется выпускать в двух версиях: «стандарт» и «люкс». Вторая будет стоить дороже и получит электростеклоподъемники и зеркала заднего вида с электроприводом и обогревом.
Наконец, реализация третьего этапа модернизации Lada 4x4 начнется в 2015 году. На улучшенный автомобиль будут устанавливаться доработанная передняя подвеска, новая тормозная система и трансмиссия. Кроме того, ожидается и модернизация 1,69-литрового двигателя, который, по предварительным расчетам, будет потреблять на полтора литра бензина меньше на сто километров пробега (сейчас заявленный расход топлива на сто километров составляет 11,2 литра). Наконец, будут заменены крестовины в карданной передаче на шарниры равных угловых скоростей.
По оценке «АвтоВАЗа», все эти доработки и улучшения позволят повысить комфортабельность автомобиля, который практически не претерпевал серьезных изменений с момента запуска в серийное производство в 1977 году. По большому счету, значительным улучшением автомобиля можно считать только установку на него антиблокировочной системы, да и с той «АвтоВАЗ» в сегменте внедорожников опоздал на несколько лет.
В целом же стремление тольяттинского завода улучшить свой внедорожник иначе как похвальным не назовешь. Однако не понятно, почему же решение проводить поэтапную модернизацию Lada 4x4 в течение трех лет (когда самому автомобилю осталось существовать на конвейере максимум пять лет) было принято «АвтоВАЗом» именно сейчас? Ведь такие доработки были бы гораздо более уместными лет десять назад, а не сегодня, когда на российском рынке появились чуть более дорогие, но и значительно более интересные версии бюджетных внедорожников иностранной разработки.