Закрой глаза и полетели

ГИБДД увеличит скорость на российских дорогах

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

ГИБДД России подготовила новую редакцию правил дорожного движения, согласно которой максимальная разрешенная скорость на автомагистралях может вырасти до 130 километров в час. Если проект будет утвержден правительством, изменения вступят в силу уже 1 мая текущего года. Впрочем, радоваться любителям быстрой езды не стоит. По признанию самой же ГИБДД, состояние подавляющего большинства российских автодорог на практике не позволяет повысить верхний предел скорости.

Разговоры о необходимости повысить верхний предел разрешенной скорости на некоторых российских дорогах ведутся с 2012 года. Так, еще в декабре прошлого года госкомпания «Автодор», в ведении которой находятся все платные дороги России, достигла предварительной договоренности с ГИБДД об увеличении максимальной разрешенной скорости на платных автомагистралях с нынешних 110 до 130 километров в час. В Госавтоинспекции ответили на это, что в целом с увеличением скоростного режима согласны, но потребовали от «Автодора» документов, подтверждающих соответствие платных трасс категории IА.

Подробности дальнейших переговоров «Автодора» с ГИБДД пока неизвестны, однако, вероятно, они были успешными. Уже в феврале текущего года поднять максимальную скорость на дорогах предложило Министерство внутренних дел России. Оно направило в правительство пакет предложений, предполагающих увеличение скорости на автомагистралях до 130 километров в час. При этом уточнялось, что речь идет только о платных дорогах. Решение о повышении скоростной планки на них смогут принимать собственники, но даже в этом случае увеличить скорость все равно можно будет только после согласования с ГИБДД.

Позднее ГИБДД обнародовала доработанный проект новой редакции правил дорожного движения, который предусматривал повышение скоростного «потолка» на большем количестве дорог. В частности, в Госавтоинспекции посчитали, что увеличить скорость до 130 километров в час возможно на всех (а не только платных) трассах, обозначенных знаком 5.1 («Автомагистраль»). Кроме того, скорость на дорогах со знаком 5.3 («Дорога для автомобилей», максимальная скорость ─ не более 90 километров в час, если не указано другое) инспекторы посчитали возможным увеличить до 110 километров в час.

Согласно действующим ПДД, в зоне действия знака «Автомагистраль» разрешено ехать со скоростью не менее 40 километров в час и не более 110 километров в час. Грузовой транспорт может ехать не далее второй полосы от края дороги. На таких трассах запрещено движение задним ходом, учебная езда, разворот и въезд в технологические разрывы, а также остановка вне специально оборудованных для этого мест. На дорогах, обозначенных знаком 5.3, запрещено движение со скоростью менее 40 километров в час и более 90 километров в час. На такие трассы могут выезжать только автомобили, автобусы и мотоциклы.

Проект ГИБДД предполагает, что повышение скорости на дорогах может быть произведено только в том случае, если «дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью». Любопытно, что регламент, позволяющий определить эти самые «дорожные условия», ГИБДД в представленном документе не описала. Скорее всего, ответственным лицам придется опираться на документы, подтверждающие соответствие дороги категории IА, и субъективные суждения о гладкости дорожного покрытия, прямой видимости и характерных для местности погодных условиях.

Принимать решение об увеличении скорости смогут «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, являющиеся собственниками или иными владельцами автомобильных дорог». При этом необходимость согласования таких решений с ГИБДД и дорожными службами в документе не прописана. Означает ли это, что по решению, например, главы администрации города Коломны и без какого-либо участия ГИБДД на трассе вокруг города можно будет установить знаки с отметкой «110», непонятно. Сейчас на этой трассе разрешена скорость не более 90 километров в час.

По признанию самой Госавтоинспекции, качество и состояние большинства российских магистралей поднять верхнюю границу скоростного режима не позволяют. Оно и неудивительно: дороги то взмывают, то падают, то закручиваются спиралью ─ особенно-то и не разгонишься. Следует учитывать и еще одну особенность российской дорожной сети: большинство «дорог для автомобилей» проходят через густонаселенные районы, и на многих их участках скорость ограничена 60 километрами в час, а автомагистралей, таких недостатков лишенных, очень мало.

В настоящее время знаком «Автомагистраль» в России отмечены только девять участков дорог, общая протяженность которых составляет чуть более 650 километров. Самый длинный такой участок расположен на трассе М2 «Крым» ─ целых 157 километров. Платных участков дорог и того меньше. Автомагистральных ─ всего три, из которых два расположены на трассе М4 «Дон» и один ─ на Западном скоростном диаметре Санкт-Петербурга (от Кольцевой автомобильной дороги до Благодатной улицы). Четыре обычных платных участка (с ограничением скорости в 90 километров) действуют в Псковской области.

По-видимому, решив пересмотреть скоростные ограничения на автомагистралях, МВД и ГИБДД России равняются на зарубежный опыт. Например, в Австрии максимальная разрешенная скорость составляет 130 километров в час, в Швейцарии ─ 120 километров в час, а на знаменитых немецких автобанах и вовсе отсутствует понятие максимальной скорости; вместо него действует «рекомендованная скорость» в 130 километров в час. И все довольны. Для российских же условий введение повышенного лимита скорости на разбитых дорогах выглядит бессмысленным ─ все равно быстрее, чем позволит подвеска автомобиля, поехать не получится.