Свою предыдущую работу «Кожа, в которой я живу» испанский кинематографист Педро Альмодовар описывал как «фильм ужасов без воплей и чудовищ». Теперь Альмодовар поработал в совершенно ином (зато более привычном для него) жанре — снял комедию «Я очень возбужден». Однако творческие принципы остались те же: в фильме ужасов от Альмодовара не было воплей, а новая комедия обошлась без остроумных или хотя бы смешных шуток.
События в ленте разворачиваются преимущественно на борту самолета компании Peninsula, но начинаются на земле. Персонажи Антонио Бандераса и Пенелопы Крус — любимых актеров Альмодовара — работают в аэропорту и влюблены друг в друга. Когда героиня Крус сообщает, что беременна, механик Бандерас испытывает такое волнение, что забывает убрать тормозную колодку из-под шасси готовящегося к взлету воздушного судна. Через две минуты и Крус, и Бандерас бесследно исчезают с экрана, а самолет Peninsula поднимается в небо и отправляется в Мехико.
Ну то есть пассажиры считают, что летят в Мехико. На самом же деле экипаж обнаружил неисправность и теперь самолет кружит над Испанией в поисках свободной полосы, на которой можно совершить аварийную посадку. Чтобы избежать паники, стюардессы эконом-класса добавляют в напитки мышечный релаксант — и пассажиры вырубаются. В бизнес-классе все сложнее. Там, во-первых, клиентура не такая простая: есть, например, женщина-медиум, заслуженная работница порноиндустрии (специализирующаяся на садо-мазо), актер из телесериалов и проворовавшийся банкир. Кроме того, бизнес-класс обслуживают три стереотипных гея, так что одним алкоголем тут дело не ограничивается: в ход идут мескалин, минеты и музыкальный номер, основанный на диско-хите 1980-х «I’m So Excited» (собственно, в честь этой песни фильм и получил английское, а вслед за ним и русское название).
Если на минуту допустить, что страшная-престрашная гей-пропаганда существует в действительности, придется признать, что лента «Я очень возбужден» — та самая пропаганда и есть. Альмодовар не утверждает, что жизнь гомосексуала абсолютно безоблачна, но твердо уверен: радостей и приключений в ней значительно больше, чем в существовании гетеросексуала. Кстати, из всех неспящих на борту самолета Peninsula гетеросексуалов — раз-два и обчелся, да и среди них есть сомневающиеся. Более того, на фоне всеобщего хэппи-энда (простите за спойлер) обиженным остается только бабник-актер.
Почему бы и нет. Альмодовар же художник — вот так он видит мир. Другое дело, что половина (если не больше) шуток из фильма «Я очень возбужден» построена на том, что бортпроводники компании Peninsula ведут себя как гомики из анекдотов: строят глазки, говорят всякие нелепости, принимают дурацкие позы. Апофеозом, понятное дело, становится вышеупомянутый музыкальный номер. Альмодовар, сам открытый гей, видимо, считает, что если слово «педик» произносит человек нетрадиционной сексуальной ориентации, оно перестает быть оскорбительным.
Предполагается, что за всем этим мусором стоит сатира на современную Испанию. Круги, которые выписывает в небе неспособный приземлиться самолет, — вроде как аллегория текущей экономической ситуации. Недобросовестный финансист, из-за чьих махинаций не достроили аэропорт, — тоже вполне себе символ. Но Альмодовар глубоко не копает, вся его сатира поверхностна, на нее вообще можно не обращать внимания.
При этом придется признать, что фильм «Я очень возбужден» — это своего рода возвращение Альмодовара к корням. Режиссер не снимал комедий примерно лет двадцать и теперь вдруг поставил один из самых легковесных фильмов за всю свою карьеру. Проблема только в том, что это по совместительству еще и одна из самых несмешных его работ. Кроме того, за два десятка лет зрители ко многому привыкли. И если, например, «Женщины на грани нервного срыва» не только смешили, но и удивляли, то экипаж и пассажиры самолета компании Peninsula вызывают исключительно зевоту. В конце концов, мы за последнее время и не таких видели.