Ври больше, стреляй метче Байки старого охотника за головами. Впечатления от Call of Juarez: Gunslinger

Скриншот игры «Call of Juarez»

Скриншот игры «Call of Juarez»

Gunslinger представляет собой возвращение к корням Call of Juarez. После того, как Techland решила поменять сеттинг с Дикого Запада на коррумпированную современность (The Cartel; игра вышла провальной), разработчики оставили эксперименты с временем и местом. Вместо этого они применили свою творческую жажду изменений к другому: к самой ткани повествования. И сделали это просто здорово.

Новая часть Call of Juarez — это одна длинная история жизни и приключений знаменитого охотника за головами Сайласа Гривза, рассказанная им самим. Собственно, все перестрелки в ней давно закончились: они существуют лишь в памяти Сайласа. А он сидит в баре в компании нескольких завсегдатаев и ради бесплатной выпивки травит байки о том, как встречался со всеми самыми известными бандитами Дикого Запада — от Джесси Джеймса до Бутча Кэссиди и Санденса Кида.

Это чертовски удачный ход с точки зрения повествования, который сильно оживляет игру. Во-первых, он дает логичный ответ на вопрос, который хочется задать авторам очень многих игр: как, черт возьми, одному человеку удалось положить целую армию?! А тут объяснение очень простое — Сайлас Гривз, ясное дело, слегка привирает, приукрашивает и преувеличивает число своих врагов и героизм своих подвигов. Так что вопрос правдивости тут даже не поднимается: понятно, что профессиональный охотник за головами не станет при пересказе подвигов особенно скромничать. И в игру нормально вписываются и сотни бандитов, и бегство наперегонки с подожженным динамитным запалом, и чудесные избавления в самый нужный момент.

Рассказчик временами словно играет со своими слушателями, загоняя героя — самого себя — во вроде бы тупиковые ситуации, а потом вдруг «вспоминая», что не такими уж они и были тупиковыми. И геймплей Gunslinger отлично поддерживает его страсть к драматизации: там нередки случаи, когда Сайласа со всех сторон окружают враги, его смерть неминуема... И тут перед удивленными глазами игрока в сплошной стене чудесным образом появляется пещера, куда можно на последним издыхании удрать. Или с неба — как ангел — спускается труп индейца, в карманах которого полно критически необходимых патронов.

При этом, понятное дело, собеседники Сайласа регулярно сомневаются в правдивости его истории — и когда охотник за головами рассказывает о бое с очередным бандитом, вооруженным пулеметом Гатлинга, ехидно замечают, что, мол, как-то слишком часто они ему попадаются.

Во-вторых, тот факт, что это все байки и флэшбеки, дает Techland значительную свободу в построении повествования. Сайлас рассказывает все так, как может и хочет. Иногда в его байки вмешиваются слушатели, и тогда один и тот же эпизод проигрывается по-разному. В зависимости от версии, например, ограбление двух банков может происходить либо днем, либо вечером, а главный герой вламывается в здания то с тыла, то с крыши. Эффектно выглядит и другой эпизод: Сайлас отлучается в уборную, и пока он отсутствует, повествование замирает, позволяя подслушать, как его собутыльники обмениваются мнениями о том, врет он или нет. Наконец, Techland свободно обращается не только со временем, но и пространством: их Дикий Дикий Запад оказывается пластичным. Стоит Гривзу слегка изменить свой рассказ, как в стенах появляются проходы, ведущие в новые части карты.

И в-третьих, этот подход позволяет разработчикам применять дополнительные выразительные средства и дизайнерские ходы, которые в претендующих на реализм шутерах невозможны. По игре отчетливо видно, что разработчики вдохновлялись Borderlands. Это заметно и по некоторой комиксности повествования, и по внутриигровым вставкам, которые также напоминают шутер Gearbox, и по общему ритму геймплея, и по тому, что теперь тут есть три древа прокачки (для скорости, дальности и убойности).

Но Techland при этом не слишком увлекается эстетикой Borderlands. Разработчики соблюдают тонкий баланс, не позволяя игре свалиться в самопародию. При всей нереалистичности, Gunslinger представляет собой не упрощенную версию первых двух Call of Juarez для самых маленьких, а жестокую, почти библейскую историю про воздаяние и/или прощение (это уже зависит от игрока). Серьезности добавляет и то, что по всей истории там и сям разбросаны «самородки правды» — предметы, которые открывают доступ к подробным историческим заметкам о людях и событиях из Gunslinger.

В игре Билли Кид лихо отстреливает всех, кто попадается на его пути, а в посвященном ему «самородке» говорится, что дурной славой Уильям Бонни по большей части обязан своему палачу Пэту Гаррету, и количество совершенных им убийств значительно ниже, чем принято считать. В миссии в горах Гривз методично отстреливает юных апачей; а в посвященной им истории рассказывается о трагических судьбах индейских вождей, сражавшихся с белым человеком, и о резне у Вундед-Ни. Эти истории не нарушают настроения игры, а помогают глубже погрузиться в период, в котором история Сайласа Гривза (за вычетом некоторых преувеличений) могла быть правдивой. И они уравновешивают нереалистичную составляющую игры, не позволяя Call of Juarez: Gunslinger превратиться в комедию.

Серьезности игре добавляют природа и музыка. Декорациями для каждой перестрелки служат каньоны, горы, пустыни, леса, реки и болота Фронтира, нарисованные красиво и убедительно. Почти в самом конце игры Сайлас Гривз начинает хрипло петь погребальный плач «Oh Death» — и от этого мороз идет по коже. И даже фантастический финал после этого кажется не рассказом сумасшедшего и байкой о сверхъестественном, а вполне логичной частью путешествия в прошлое героя.

Как показывает практика, для хорошей игры в первую очередь нужны не многомиллионные бюджеты, дорогие маркетинговые кампании и «инновации вообще», чем бы они ни были, а талант, искренняя любовь к тому, о чем собираешься рассказать, и творческая свобода. Польская студия Techland в очередной раз это доказала, создав убедительную, красивую и интересную игру о Диком Западе и тех людях, которые когда-то его населяли.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше