В июле 1996 года в США произошла одна из самых страшных и загадочных авиакатастроф в истории страны: при взрыве вылетевшего из Нью-Йорка «Боинга» погибли 230 человек. Причиной происшествия были названы неполадки в электросистеме лайнера, однако с самого начала эта версия многих не устроила. 17 лет спустя расставить все точки над i попробовали участники расследования, по мнению которых все эти годы власти скрывали многие факты, опровергающие официальные выводы.
Катастрофа авиалайнера Boeing 747-100 авиакомпании Trans World Airlines (TWA), направлявшегося из аэропорта Джона Кеннеди в Париж, произошла 17 июля 1996 года. К моменту взрыва воздушное судно успело отлететь к юго-востоку от Нью-Йорка, так что обломки упали в океан у берегов Лонг-Айленда. На борту не выжил никто: превратившись в огненный шар, самолет развалился еще в воздухе.
Для поиска причин катастрофы было организовано масштабное расследование. Основную роль в нем отвели Национальному совету по безопасности на транспорте (NTSB). К расследованию также подключились ФБР и ЦРУ — в основном из-за подозрений, что взрыв мог быть терактом. Позже обе спецслужбы отказались от этой версии.
В общей сложности следствие заняло более четырех лет. За это время из воды достали 98 процентов обломков самолета, которые внимательнейшим образом изучили все возможные специалисты. Были опрошены сотни свидетелей, видевших с разных точек, как взорвался самолет. Итогом расследования стал доклад, опубликованный NTSB в августе 2000 года (документ в формате .pdf). Основной его вывод таков: самолет взорвался в результате возгорания газовоздушной смеси в топливном баке, спровоцированного коротким замыканием в системе оценки количества горючего. Все остальные версии, рассмотренные в ходе следствия, были отклонены как недоказанные.
Еще до того как следствие было закончено, начали появляться слухи о том, что самолет на самом деле был сбит. Возникновению таких теорий способствовало то, что катастрофа произошла всего за два дня до открытия Олимпиады в Атланте. Одни утверждали, что по лайнеру могли выстрелить из ПЗРК некие террористы, которые заплыли в прибрежные воды на небольшом катере. Другие не исключали, что самолет по ошибке сбил корабль американских ВМС.
Среди тех, кто усомнился в «мирной» версии катастрофы, оказались и несколько членов команды следователей, занимавшихся взрывом. В 1999 году они создали Независимую организацию по расследованию крушения рейса TWA 800 (FIRO), целью которой объявили раскрытие истины о катастрофе. По мнению учредителей FIRO, под давлением ФБР и ЦРУ их коллеги исказили и утаили ряд ключевых фактов о крушении «Боинга», так что случившееся предстало совсем в ином свете.
С момента создания организация не раз обращалась к властям, указывая на нарушения, допущенные участниками расследования, а также на несоответствия в итоговом докладе. В петиции, отправленной в NTSB в 2002 году, участники организации оспорили целый ряд выводов следственной комиссии. В частности, критике подверглось утверждение о том, что обнаруженные на обломках самолета следы взрывчатки попали туда еще за неделю до катастрофы во время тренировок для полицейских собак: по мнению авторов петиции, кинологи скорее всего проводили учения на другом борту той же авиакомпании.
Этим претензии FIRO не ограничивались. Например, указывалось на слишком высокую скорость, с которой разлетелись обломки самолета — для их ускорения до двух Махов (двойная скорость звука, более 650 метров в секунду), утверждали авторы, требовался куда более мощный импульс, нежели взрыв топлива. Говорилось также о сокрытии данных о неопознанных судах и одном самолете, которые были замечены в зоне катастрофы.
Упоминалось и о незаконной передаче полномочий по допросу свидетелей федеральному бюро, которое якобы утаило часть показаний. В частности, составители обращения указали, что в расчет не были приняты свидетельства около сотни очевидцев, утверждавших, что перед тем как самолет взорвался, к нему на большой скорости подлетел некий светящийся объект. В официальном докладе следственной комиссии говорилось, что это была струя горящего топлива, которое выливалось из бака. Авторы петиции же настаивали на том, что очевидцы явно видели: объект двигался по направлению к самолету, а не от него.
Как говорится на сайте FIRO, отправленное властям обращение так и осталось без ответа. Новую попытку достучаться до властей бывшие следователи предприняли спустя более чем десять лет — в июне 2013 года, отправив в NTSB аналогичный документ (.pdf). Его основу составили несколько новых фактов, оспаривающих официальную версию. Так, авторы новой петиции пришли к выводу, что обломки отлетели от самолета с еще большей скоростью, чем они предполагали ранее — четыре Маха (более 1300 метров в секунду), а не два. Там же говорилось, что следы взрывчатки обнаружились на деталях не только интерьера самолета, но и на многих внешних элементах, которые в учениях кинологов не могли быть задействованы. Кроме того, составители рассказали, что обнаружили показания еще 20 свидетелей, которые ФБР, судя по всему, не передало следствию.
Новое обращение активистов, возможно, постигла бы судьба его предшественника и оно так и осталось бы «незамеченным». Однако его появление совпало по времени с анонсом документального фильма, посвященного катастрофе «Боинга». Среди главных действующих лиц полуторачасовой ленты «Рейс TWA 800» (TWA Flight 800), который покажут 17 июля в эфире канала Epix, оказался по меньшей мере один бывший участник расследования, принявший участие в работе FIRO.
«Во время активной фазы следствия этим людям не разрешали общаться с общественностью и ставить под сомнение комментарии как их начальства, так и представителей NTSB и ФБР, — рассказывается в анонсе фильма. — Им пришлось ждать выхода на пенсию, чтобы раскрыть, насколько выводы NTSB оказались искажены». А в трейлере один из следователей говорит: «На следующий же день [после катастрофы] ко мне пришел человек из ФБР, который сказал: „Вы ничего не видели, ничего“».
На новые разоблачения уже отреагировали соответствующие ведомства, хотя и по-разному. В пресс-службе Национального совета по безопасности на транспорте заявили: «Все петиции внимательно изучаются, решение обычно принимается не позже, чем через 60 дней после их получения». Эта формулировка, конечно, не означает готовность возобновить расследование, однако сам факт ответа оставляет некоторую надежду, что NTSB решится приоткрыть завесу тайны.
Со стороны ФБР, однако, реакция была жесткой и однозначной. С критикой на бывших подчиненных обрушился бывший же руководитель управления ФБР в Нью-Йорке Джеймс Колстром (James Kallstrom), руководивший расследованием катастрофы. «Если они и тогда так думали, им следовало просто прийти ко мне, — возмутился он. — Вместо этого они спокойно дождались выхода на пенсию и теперь сливают секреты. По-моему, это все чушь».