В конце октября 2013 года завершился «семейный» этап истории бренда Dr Martens: британская компания R Griggs Group, выпускающая культовую обувь, была продана инвестиционной Permira Funds. Новый владелец пообещал развивать торговую марку, с уважением относясь к ее богатой истории. «Лента.ру» решила напомнить, как Dr Martens из удобных рабочих ботинок стали символом молодежной революции, панк-рока, а потом и поп-культуры.
Начало
История ботинок Dr Martens началась с военного врача Клауса Мертенса (Klaus Märtens). В 1945 году, катаясь на лыжах в Альпах, он серьезно повредил ногу, и ему стало неудобно носить стандартные армейские сапоги на жесткой подошве. После окончания Второй мировой войны Мертенс сконструировал свою собственную модель ботинок, однако какую-никакую популярность она завоевала лишь два года спустя, когда к производству подключился друг изобретателя по Мюнхенскому университету Герберт Функ (Herbert Funck).
Функ и Мертенс занялись производством ботинок, используя для «воздушной» подошвы в том числе резину, списанную немецкими ВВС (люфтваффе). Сначала покупатели воспринимали эту обувь скорее как ортопедическую, в послевоенные годы о моде речи не шло. Автор книги «Dr Martens: The Story of an Icon» («Dr Martens: История иконы») Мартин Роуч (Martin Roach) отмечал, что в 1950-е годы 80 процентов покупателей ботинок Мертенса и Функа составляли женщины старше 40 лет.
В 1959 году оба предпринимателя решили, что им надо расширить рынок сбыта, и разместили рекламу Dr Martens в британском профильном журнале. Объявление увидели в семье Григгз (Griggs) из Нортгемптона. Она занималась производством обуви с 1901 года, и семейная компания R. Griggs & Co (впоследствии R Griggs Group) стала партнером Dr Martens, а затем и собственником бренда. Григгзы доработали дизайн ботинок (в частности, стали прошивать кант желтой нитью), и 1 апреля 1960 года началось производство Dr Martens в Великобритании.
Панки, скинхеды и другие
Самой первой моделью, выпущенной британцами, стала 1460-я (ее производят до сих пор). В ней использованы основные «фишки» Dr Martens: пружинящая подошва («With Bouncing Soles»), прошитый желтым кант, а также 16 отверстий для шнурков.
Сначала ботинки раскупали в основном рабочие, почтальоны и полицейские, отдав должное их удобству и прочности, а также доступности: пара стоила примерно два фунта. Однако по-настоящему популярными Dr Martens стали после того, как основатель группы The Who гитарист Пит Таунсенд заявил, что во время гастролей привык ложиться в постель только с бутылкой коньяка и в «мартенсах». «Мне осточертело выступать разряженным, как рождественская елка, во всех этих развевающихся тряпках, — признавался он, — так что я решил одеваться практично». Таунсенд отмечал, что пружинящая подошва Dr Martens помогает ему передвигаться по сцене, а сами ботинки напоминают о рабочих районах, где он вырос.
Свою солидарность с рабочим классом посредством все тех же ботинок выражали и скинхеды. Потом часто говорили, что именно из-за них Dr Martens приобрели дурную славу: известные своей агрессивностью, скинхеды часто участвовали в драках, и тяжелые «мартенсы» служили в этом деле неплохим подспорьем. Фотограф Гэвин Уотсон (с которым, кстати, бренд совсем недавно заключил контракт на использование его снимков), и сам в прошлом скинхед, рассказывал Мартину Роучу, что свою первую пару Dr Martens он купил в 12 лет: «Считалось, что ботинки нужно "окрестить", и сделать это лучше всего, отпинав кого-нибудь как следует. Кого — неважно, но если до крови, будет еще лучше».
Фото: Christopher Polk / Getty Images / AFP
Подобной точки зрения придерживались, скорее всего, и футбольные фанаты. Они не только любили «мартенсы», но и придавали значение их цвету. Например, синие Dr Martens предпочитали болельщики «Челси» (красные, как правило, носили скинхеды, но не все подряд). В 1984 году компания попыталась отделаться от имиджа производителя обуви для хулиганов и погромщиков и стать спонсором футбольной лиги Англии, но все безуспешно. Частично нивелировать негатив позднее помог спонсорский контракт с лондонским ФК «Вест Хэм Юнайтед».
Прекрасно вписались Dr Martens и в субкультуру панков — как символ нонконформизма, «инаковости» и протеста против всех и вся. Скорее всего, именно благодаря им мыски «мартенсов» украсились шипами. Популярности ботинок весьма способствовало то, что их носили участники всех знаковых панк-групп, в том числе The Clash, Buzzcocks и, конечно, Sex Pistols.
За панками и скинхедами к числу поклонников Dr Martens присоединились готы, эмо, фанаты хардкор-панка, 2 Tone, гранджа (спасибо Курту Кобейну), индастриала, бритпопа, да и просто, кажется, все подряд. В любви к Dr Martens признавались Далай-лама и папа Иоанн Павел II, их носят множество звезд, в том числе Элтон Джон, Гвен Стефани, Кортни Лав, Леди Гага, Роберт Паттинсон, Кристен Стюарт, Джессика Альба, Аврил Лавин, Уилл Смит, Дрю Берримор, Кэти Перри, Рианна.
Да что там, даже певица Майли Саурус в своем последнем скандальном клипе раскачивается на ядре без белья, зато в «мартенсах». Да и гламурные пенсионеры (есть и такие, правда, в Великобритании) не гнушаются этой обувью.
Как теперь
С момента выпуска первых британских «мартенсов» в 1960 году их было продано более ста миллионов пар. Теперь они производятся почти в 250 различных вариациях: покупатели могут выбрать себе и ботинки Dr Martens, и туфли, и резиновые сапоги, и даже сандалии, не говоря уже о различных аксессуарах и одежде.
В 2012 году владельцы Dr Martens пытались продать компанию, однако торги не состоялись, так как потенциальных покупателей оказалось недостаточно. Среди заинтересовавшихся активом оказался инвестфонд Pamplona Capital, связанный с основателем Альфа-групп Михаилом Фридманом.
Ежегодно производитель продает около пяти миллионов пар ботинок Dr Martens на территории 63 стран. Примерно 40 процентов всех продаж приходится на долю США. Около 70 тысяч пар по-прежнему выпускается на основной фабрике R Griggs Group в Нортгемптоне, специализирующейся в основном на винтажных моделях (в их числе и 1460-я).
С 2002 года почти все производство сосредоточено в Азии. По итогам прошлого года продажи Dr Martens превысили 160 миллионов фунтов, увеличившись более чем на четверть; прибыль компании составила около 23 миллионов фунтов. За последние три года владельцы Dr Martens открыли 30 магазинов, до 2017 года планируется запустить еще 40 торговых точек.
Конец семейной истории
24 октября 2013 года инвестиционная Permira Funds объявила о покупке R Griggs Group за 300 миллионов фунтов стерлингов (485 миллионов долларов). Сделка должна быть закрыта в январе следующего года. После этого, как пишет The Times, семья Григгз сохранит за собой около 20 процентов акций производителя Dr Martens.
Компания Permira, штаб-квартира которой расположена в Лондоне, была основана в 1985 году. Под ее управлением сейчас находятся активы примерно на 20 миллиардов евро. Permira вкладывается в модный бренд не впервые: у нее уже есть доли в Hugo Boss, New Look и Cortefiel. Что касается Dr Martens, то новые владельцы намерены усилить его присутствие в США, а также развивать бренд в Азии, в частности, на территории Китая. Если история бренда в Азии окажется такой же успешной, как и в Европе, уже в скором времени культурный мир может потрясти появление китайских панков и скинхедов.