Лишь бы не убираться

Чем заняты на досуге роботы-пылесосы

Фото: Quinn Dombrowski / Flickr

В начале прошлого десятилетия в обиход начали входить роботы-пылесосы — похожие на летающие тарелки устройства, которые способны убираться в квартире (почти) без участия человека. Роботов полюбили дети, коты и программисты; первые и вторые — в роли средства передвижения, третьи — как потенциальный объект для усовершенствования. Желание научить пылесос делать что-нибудь еще, кроме уборки, порой вдохновляет хозяев на разные эксперименты. «Лента.ру» вспоминает самые неожиданные «хаки» пылесосов.

Самым популярным у хакеров роботом-пылесосом является Roomba, выпускаемый с 2002 года компанией iRobot. Роботов первого поколения модицифировать было довольно сложно: требовалось взломать микроконтроллер, управляющий датчиками и приводами пылесоса, или заменить его на другой.

Начиная с 2005 года производитель представил интерфейс для перепрограммирования устройства, а позже выпустил iRobot Create — робота, предназначенного специально для разработчиков. Он не умеет убираться (а потому и стоит дешевле), зато располагает отдельным отсеком для размещения периферии — например, веб-камеры.

Поющий робот

Одним из исторически первых «хаков» для Roomba стала программа RoombaMidi для OS X, заставлявшая робота воспроизводить те или иные музыкальные композиции. Мелодия, которую должен исполнять пылесос, вводится на настоящей или виртуальной MIDI-клавиатуре.


Музыку робот исполняет с помощью встроенного пьезодинамика (через динамик пылесос, застрявший, например, под кроватью, зовет на помощь хозяина) и двигателей. RoombaMidi поддерживает работу с несколькими аппаратами одновременно, позволяя, таким образом, организовать хор пылесосов.

Рисующий робот

На корпусе робота-пылесоса находятся светодиоды, которые выполняют роль индикаторов. Если запустить Roomba в темную комнату, разместить там же фотоаппарат на штативе и выставить на нем «бесконечную» выдержку, то на снимке можно получить световой рисунок движений пылесоса.

«Светописи», выполненной пылесосами, посвящено отдельное сообщество на Flickr. Его участники устанавливают на свои устройства дополнительные источники света и заставляют роботов двигаться по определенной траектории, чтобы получать различные рисунки и надписи.

Спирограф

Это разновидность «рисующего робота», но с той разницей, что рисунок выполняется не светодиодами, а маркерами или цветными карандашами, прикрепленными к «туловищу» пылесоса. Наиболее интересные рисунки получаются, когда робот двигается по спирали.


Контролер качества воздуха

Интернет-сообщество Public Laboratory for Open Technology and Science (PLOTS) предложило использовать роботов для составления карты загрязнений атмосферы. Исследователи установили на пылесос датчик качества воздуха и запрограммировали робота на «обход» помещения.

В прототипе датчик срабатывал при наличии в воздухе паров спирта. Если паров не было, робот светил желтым светодиодом, если же они фиксировались, цвет менялся на голубой. В следующей версии планировалось установить датчик, реагирующий на формальдегид.

Пылесос на невидимом поводке

Японский разработчик Такаши Огура (Takashi Ogura) одним из первых предложил управлять роботом-пылесосом с помощью Kinect. Игровой сенсор Microsoft фиксирует движения рук пользователя, а компьютер преобразует их в команды для Roomba.


В реализации Огуры пользователь управляет роботом, совершая те же движения, что и при работе с обычным пылесосом. Впрочем, практического смысла в разработке мало. Позже японец снял ролик, в котором он одновременно с одного и того же джойстика управляет пылесосом и квадровертолетом.

Убийца воздушных шариков

Пользователь YouTube под ником Ohad Almagor укомплектовал своего робота лазерными указками достаточной мощности и отправил «прожигать» воздушные шарики. Механизма выявления шариков у робота, впрочем, нет — он двигается хаотично и по целям попадает случайно.


Робот-пакман

Разработчики Джек Эльстон (Jack Elston), Кори Диксон (Cory Dixon) и Мацей Стачура (Maciej Stachura), использовав пять роботов-пылесосов, воссоздали игру Pac-Man. Один из роботов исполняет роль собственно протагониста (пакмана), остальные — врагов-привидений


Пользователь управляет пакманом с помощью джойстика. Привидения передвигаются автономно, причем, как и в классической игре, в разных режимах. Если пакман съел таблетку-«энерджайзер» (ее роль играет кусок бумаги), привидения отказываются от преследования и разбегаются.