С начала декабря в России начался сезон новогодних корпоративов — масштабных вечеринок с участием всего офиса, помпезность которых зависит от амбициозности работодателя. Традиционно с большим размахом корпоративы проводят госкомпании, но в этом году им придется вести себя скромнее: президент России Владимир Путин раскритиковал саму идею устройства празднеств за бюджетный счет на фоне стагнации в экономике. После этого отказываться от корпоративов стоимостью в десятки миллионов рублей стала одна компания за другой.
«Чушь собачья»
Вопрос о праздновании Нового года в госкомпаниях был затронут 5 декабря на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ), на котором присутствовал и Путин, лидер фронта. Внимание президента к расходам госкомпаний на новогодние корпоративы привлек глава общественной организации «Опора России» Александр Бречалов. Он, в частности, упомянул, что РЖД планирует потратить на праздничный вечер более 50 миллионов рублей, а одна из «дочек» оборонной корпорации «Алмаз-Антей» — около 15 миллионов.
В ответ Путин сказал, что не очень понимает, почему госкомпании должны тратить на проведение корпоративов бюджетные средства. Он подчеркнул, что не может себе представить подобную практику в тех организациях, где он работал в советское время. «Чтобы из бюджета КГБ СССР выделили деньги на корпоратив — ну, это чушь собачья!» — заявил президент, соединив в одной фразе слова из разных эпох: во времена КГБ не было корпоративов, и наоборот. По словам Путина, выделять деньги из бюджета компании — «это дичь какая-то». В итоге президент заметил: «Да сколько хотят, столько пусть и тратят. Только нужно сброситься из своего кармана и пойти на корпоратив».
Тема получила продолжение уже на следующий день. ОНФ, воодушевленный поддержкой со стороны президента, опубликовал на своем сайте рейтинг расходов госкорпораций на празднование Нового года. Эксперты народного фронта (видимо, по примеру оппозиционного политика Алексея Навального) проанализировали соответствующие заказы крупных компаний с участием государства, размещенные на сайте госзакупок.
В списке ОНФ оказалось 30 позиций; по подсчетам составителей, всего участники рейтинга запланировали потратить на новогодние корпоративы более 360 миллионов рублей. В тройке самых щедрых работодателей оказались Внешэкономбанк, который решил направить на празднование Нового года аж 50 миллионов рублей, РЖД (45,5 миллиона рублей без учета вознаграждения исполнителя заказа) и входящий в состав «Роснефти» «РН-Юганскнефтегаз» (чуть более 26 миллионов рублей).
Кроме того, в рейтинге отметились Сбербанк, «Ростелеком», «Транстелеком», Банк Москвы, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, «Транснефть», структуры «Газпрома», МГТС и ряд других организаций. В «Транстелекоме», например, хотели бы пригласить на корпоратив Алсу, Григория Лепса, Валерия Меладзе «и еще минимум 10 звезд» (так значится в особых условиях заказа), в «Ростелекоме» «приветствуется концепция перемещения по миру на круизном лайнере, или новогоднем экспрессе, или на борту самолета», а в меню празднества «РЖД Логистика» должны присутствовать такие опции, как домашний гравлакс из лосося и форели и салтимбока из телятины с голубым сыром.
В мае 2013 года «Газпром» провел в белорусском Витебске корпоративный фестиваль «Факел», который продолжался в течение недели, с 12 по 19 мая. Почти на все мероприятия вход был по приглашениям, которые местным жителям не достались. В празднествах принял участие и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Сколько именно «Газпром» потратил на «корпоратив», не сообщалось.
Самыми скромными участниками списка оказались Министерство культуры Московской области и «МосгортрансНИИпроект», но и те решили потратить на свои корпоративы по три миллиона рублей. За эти деньги региональный минкульт пожелал, в частности, включить в меню пармскую ветчину и пикантную креветку с азиатским соусом на шпажке, а шампанского потребовал «брют». В «МосгортрансНИИпроекте» хотели бы угостить участников вечеринки европейской кухней, причем так, чтобы «выход еды по банкетному меню» составлял не менее 1,4 килограмма на одну персону.
В ОНФ отметили, что госкомпании придумывают способы «размыть и спрятать истинные траты на увеселительные мероприятия». Для этого они распределяют расходы на корпоративы по другим статьям затрат, в том числе на «Услуги по распространению информации» и «Проведение спортивно-зрелищных вечеров и концертов».
Режим «экономный»
Недоумение Путина по поводу трат на новогодние корпоративы было воспринято госкомпаниями как приказ: они в срочном порядке начали сокращать свои расходы на празднества или вовсе от них отказываться. 10 декабря в ОНФ с гордостью отрапортовали, что одна из дочерних фирм корпорации «Алмаз-Антей» расторгла договор на проведение корпоратива, расходы на который должны были составить 14,5 миллиона рублей.
По информации издания «Фонтанка.ру», отменили новогодний праздник и в центральном офисе «Ростелекома» в Москве (его стоимость оценивалась в 34 миллиона рублей); под вопросом оказалась и корпоративная вечеринка для Северо-Западного филиала компании (3,3 миллиона рублей). Отказались от новогодних корпоративов некоторые другие петербургские госорганизации, в том числе ГУП «ВЦКП», через которое ведут расчеты за коммунальные услуги 70 процентов горожан.
13 декабря стало известно, что украинские компании стали отказываться от новогодних «корпоративов», чтобы не устраивать «пир во время чумы» на фоне «Евромайдана», проходящего в Киеве и некоторых других городах страны. «Евромайданом» называются массовые акции протеста, вызванные отказом властей от подписания договора об ассоциации с Евросоюзом. Митингующие требуют отставки правительства.
Радиостанция «Коммерсантъ-FM» сообщала, что после критики Путина от услуг российских звезд (которые в период новогодних праздников пользуются повышенным спросом) отказались более половины крупнейших заказчиков. О каких именно компаниях идет речь, не уточнялось. Впрочем, как рассказали радиостанции сами организаторы вечеринок, сэкономить компании решили только на артистах, а в остальном расходы на корпоративы снижать не планируют.
Наконец, 13 декабря президент РЖД Владимир Якунин написал в своем блоге в Живом Журнале, что члены правления компании из личных средств заплатят за культурную программу и стол на новогоднем вечере, куда приглашены около тысячи человек. В правление РЖД входят 24 человека, и ежегодный заработок одного только Якунина журнал Forbes оценивает в 15 миллионов долларов (около 480 миллионов рублей) — вряд ли от такого подарка своим сослуживцам топ-менеджеры РЖД сильно обеднеют.
В тот же день стало известно, что в «Ростехе» запретили входящим в холдинг компаниям проводить новогодние корпоративы за счет бюджетных денег. В распоряжении ИТАР-ТАСС оказалось письмо первого замглавы «Ростеха» Алексея Алешина руководителям «дочек» госкомпании. В нем говорится, что «проведение корпоративных праздничных мероприятий допускается исключительно за счет личных средств сотрудников организаций», в противном случае топ-менеджерам грозят «меры строгого дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения».
Культура корпоратива
Якунин, рассуждая в ЖЖ о новогодних вечеринках, написал так: «Совместные коллективные праздники как формы социального управления были популярны в прежние времена и необходимы в нынешние». Раньше он говорил о том, что празднование Нового года является необходимым элементом корпоративной культуры. «Новый год — это праздник, который праздновали всегда, при большевиках, после них, до них. И люди хотят этот праздник. Мне кажется, все должно быть в меру, без излишней буржуазности», — пояснил глава РЖД.
Сторонники корпоративов обычно подчеркивают, что праздники в крупных и очень крупных компаниях сплачивают коллектив, позволяют любому сотруднику почувствовать себя частью большого целого: на корпоративе можно перекинуться словом-другим не только с начальником своего отдела, но и с его начальником и даже с топ-менеджерами. Критики, напротив, полагают, что никакого общения на корпоративах не происходит: бóльшая часть празднующих Новый год просто напивается за чужой счет и на следующий день с трудом вспоминает подробности вчерашнего.
Новогодние праздники прочно вошли в корпоративную культуру России: компаний, которые в качестве альтернативы предлагали бы сотрудникам денежный бонус или дополнительные дни к отпуску, почти нет. Опросы показывают, что корпоративы по-прежнему остаются популярными у работодателей: в этом году треть организаций намерены увеличить свои расходы на проведение новогодних вечеринок. При этом со времени кризиса число компаний, которые отказываются от корпоративов из-за недостатка средств, снижается: в 2008 году таких оказалось 18 процентов, в 2009-м этот показатель сократился до шести процентов, а сейчас составляет всего три процента.
Таким образом, Владимир Путин, раскритиковав идею корпоративов, покусился на святое: экономию он противопоставил возможности раз в год напиться с коллегами за государственный счет. Впрочем, вряд ли критика президента вызвана настоящей заботой об экономии бюджетных средств (в структурах расходов госкомпаний вечеринки занимают доли процента) — скорее ее следует воспринимать как пиар-ход. Обратив внимание на роскошные корпоративы, президент сместил внимание с непопулярных мер, на которые правительство и Кремль вынуждены идти в условиях стагнации в экономике, на пармскую ветчину и гравлакс крупных компаний.