В начале февраля 2014 года швейцарские националисты, заручившись поддержкой немецко- и италоязычных кантонов, сумели получить большинство на референдуме по вопросу о закрытии границ для соседей из Евросоюза. В ответ ЕС пообещал ограничить участие Швейцарии в европейских программах для студентов и ученых. По-видимому, стоит ожидать и других мер противодействия со стороны Брюсселя, который активно защищает свое детище — единую Европу без внутренних границ.
Инициатором референдума об ограничении числа приезжающих в страну иностранцев стала правая Швейцарская народная партия (ШНП), обладающая самой многочисленной фракцией в парламенте. Она зарегистрировала свою инициативу «Нет массовой иммиграции» ровно два года назад — в феврале 2012 года.
Главный тезис националистов довольно прост и сводится к тому, что Швейцария «не резиновая» и не может позволить себе бесконтрольно принимать иммигрантов. По подсчетам ШНП, начиная с 2007 года численность иностранцев, приезжающих в Швейцарию, каждый год превышает количество тех, кто покидает страну, на 80 тысяч человек. С учетом скромных размеров альпийской республики это равносильно ежегодному появлению в ней нового города, подобного Люцерну. За последние 30 лет население Швейцарии увеличилось с 5,5 до 8 миллионов человек, причем произошло это именно за счет притока мигрантов — рождаемость среди швейцарских граждан осталась на прежнем уровне.
«Последствия этого губительного развития (роста населения за счет массовой иммиграции — прим. "Ленты.ру") чувствуются ежедневно: в растущей безработице (среди иностранцев она достигает 8,5 процента), в переполненных поездах, дорожных пробках, растущих ценах на съемное жилье и землю, потере ценного культурного ландшафта из-за его застройки, изменении зарплат, преступности среди мигрантов, махинациях со статусом беженцев, культурном сдвиге и чрезмерно высокой доле иностранцев, пользующихся социальной помощью», — говорится в тексте инициативы.
Для того чтобы вынести вопрос об ограничении числа иммигрантов на референдум, правым надо было собрать 50 тысяч подписей в поддержку своей инициативы. ШНП превзошла этот результат почти в три раза. На итоговом референдуме 9 февраля предложения националистов поддержали 50,3 процента проголосовавших (явка составила 56 процентов).
С одной стороны, это довольно неожиданный результат, если учесть активное сопротивление широкого круга партий, профсоюзов и объединений швейцарских работодателей, отметил в интервью «Ленте.ру» сотрудник Центра изучения европейской политики имени Альфреда фон Оппенгейма Юлиан Раппольд (Julian Rappold). С другой же стороны, голосование, по его словам, ярко продемонстрировало, что многие жители всерьез озабочены большим количеством иммигрантов в стране: приезжие уже составляют около 23 процентов населения.
Судя по итогам голосования, инициатива правых была принята голосами немецко- и италоязычных кантонов. В «немецкой» Швейцарии за ограничение притока мигрантов проголосовали в общей сложности 52 процента граждан, а в итальянской — и вовсе 68 процентов, в то время как среди франкоязычных швейцарцев эту идею поддержали меньше половины пришедших на избирательные участки — 41,5 процента.
Юлиан Раппольд объясняет такое распределение голосов особенностями исторического развития Швейцарии. С его точки зрения, свою роль здесь сыграли культурные различия между «немецкой» и «французской» частями (символом этих различий выступает так называемый «Рёштиграбен»). Немецкоязычные швейцарцы всегда стремились к независимости и сохранению собственной идентичности: именно они еще в начале 1990-х годов помешали вступлению Швейцарии в европейскую экономическую зону. Сейчас благодаря открытости границ с ЕС в страну пришел средний бизнес из Германии, простые немцы начали приезжать на заработки, и местное население столкнулось с нежелательной конкуренцией. Все это вкупе с традиционно сильными позициями правых в немецкоязычных кантонах определило исход голосования в этой части страны, считает Раппольд.
Что касается «итальянской» Швейцарии, где инициативу ШНП поддержали еще более горячо, то здесь залогом успеха стало недовольство местного населения приезжающими на заработки итальянцами. Их поток в последнее время усилился из-за экономического кризиса в Италии, отметил политолог.
В 1992 году швейцарцы на референдуме отказались вступать в Европейскую экономическую зону. После этого Берн и Брюссель разработали и заключили более 100 договоров, которые до сих пор регулируют двусторонние отношения. Соглашение о свободе передвижения между Швейцарией и ЕС было подписано в 1999 году. В 2002 году договоренности о свободном въезде в Швейцарию начали действовать для 15 стран ЕС и государств-членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Спустя еще два года Швейцария договорилась о постепенной отмене ограничений на въезд для восьми новых членов Евросоюза: Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Словении и Венгрии. С 2011 года все ограничения на въезд граждан этих стран были сняты. В 2009 году Берн согласовал такую же постепенную процедуру открытия границ с Румынией и Болгарией. Предполагалось, что граждане этих стран смогут свободно приезжать в Швейцарию уже с 2016 года, однако в связи с референдумом 9 февраля неизвестно, получат ли румыны с болгарами когда-нибудь такое право.
Теперь, когда население проголосовало за ограничение иммиграции, правительству в Берне предстоит разработать новый закон, который введет квоты на въезд мигрантов в страну. Эти ограничения будут распространяться абсолютно на всех, включая беженцев, претендентов на долгосрочные и рабочие визы, а также родственников тех, кто уже успел закрепиться в Швейцарии. Желающим получить вид на жительство придется доказать не только свое намерение работать, но и способность к интеграции в швейцарское общество, а также наличие солидного состояния, которое позволит им жить в стране за собственный счет. При этом инициатива правых предполагает, что при приеме на работу швейцарские работодатели должны отдавать предпочтение согражданам.
Пока законопроект будет находиться в стадии подготовки, власти не смогут заключать новых международных договоров, которые противоречили бы условиям одобренной народом инициативы. На деле это уже отразилось на Хорватии. Она вступила в ЕС летом прошлого года и рассчитывала обеспечить своим гражданам свободный въезд в Швейцарию уже к маю 2014-го. Однако после голосования по миграционной политике министр юстиции Швейцарии Зимонетта Зоммаруга (Simonetta Sommaruga) позвонила главе внешнеполитического ведомства Хорватии Весне Пусич (Vesna Pusić) и объявила о срыве соглашения. Перспектива «недополучить» какие-то права, доступные другим членам Евросоюза, хорватов явно обидела, но сделать они пока ничего не могут.
Впрочем, в положении хорватов в скором времени могут оказаться и все остальные граждане ЕС. Швейцария не входит в Евросоюз, но до сих пор поддерживала свободу передвижения в Европе. Двусторонние договоры, регулирующие отношения Берна и Брюсселя (в том числе и вопросы миграции), теперь оказались под угрозой. Хотя текст инициативы правых не предполагает пересмотра самих соглашений, обойтись без этого, по-видимому, не получится. Более того, переписать в этом случае придется и все остальные соглашения. Дело в том, что швейцарско-европейские договоры основаны на так называемом «принципе гильотины»: отмена одного из них влечет за собой отмену и всех остальных.
После того как Берн прекратил переговоры с Загребом, Брюссель, в свою очередь, приостановил переговоры об участии швейцарских ученых в проекте Horizon 2020 и швейцарских студентов — в программе университетских обменов Erasmus. Оба проекта рассчитаны на 2014-2020 годы, и их общее финансирование оценивается в 95 миллиардов евро. Помимо этого, приостановлены переговоры об энергетическом сотрудничестве между Швейцарией и ЕС.
Поскольку законодательное ограничение иммиграции может осложнить отношения с Евросоюзом, в правительстве Швейцарии восприняли эту инициативу без восторга. По мнению лидера Социал-демократической партии Швейцарии (она входит в правительство) Кристиана Левра (Christian Levrat), реализация инициативы правых «создаст хаос», но, раз уж так проголосовали граждане, попробовать все-таки стоит. При этом он предлагает провести новый референдум и спросить у швейцарцев, готовы ли они к отмене действующих соглашений с ЕС. Последний опрос газеты SonntagsBlick показывает, что две трети населения этого не хочет.
Как рассказали «Ленте.ру» в партии социал-демократов, возможны разные варианты развития событий. По словам пресс-секретаря партии Михаэля Зорга (Michael Sorg), сейчас необходимо начать разрабатывать законопроект, который отразит требования инициативы. На это уйдет несколько месяцев, после чего документ будет передан на обсуждение в парламент. Затем возможно проведение нового референдума — уже против этого законопроекта. При этом социал-демократы не исключают, что получившийся документ в итоге не устроит и самих его инициаторов — Швейцарскую народную партию.
Михаэль Зорг говорит, что социал-демократы могут организовать и собственный референдум, если итоговый законопроект будет ущемлять права определенных групп иностранцев, но подчеркнул, что его партия не собирается просто повторять вопрос, вынесенный правыми на нынешнее голосование. Социал-демократы могут предоставить гражданам высказаться еще раз, когда будут понятны реальные последствия инициативы правых. А реальность может быть такова, что Евросоюз поставит Швейцарию перед выбором: либо ограничение иммиграции, либо сохранение действующих договоренностей. «Судя по первой реакции из ЕС, не стоит ожидать, что он готов на серьезные компромиссы в этом вопросе», — отметил Зорг.
По мнению профессора института политологии университета Берна Клауса Армингеона (Klaus Armingeon), заключить новые соглашения с Евросоюзом — задача посильная, но, безусловно, не такая простая, как в 1990-х годах, когда это делалось впервые. Тогда, как пишет политолог в статье для Neue Zürcher Zeitung, Швейцария имела дело с «однородным, способным принимать решения и экономически стабильным Евросоюзом», а сейчас Евросоюз напоминает «сильно побитого боксера, который с трудом держится на ногах» и, опасаясь собственной неспособности прийти к единому решению, будет «биться» за сохранение статус-кво.