До внеочередных президентских выборов на Украине остается меньше месяца. Официально в стране продолжается избирательная кампания, в борьбе за президентскую булаву (символ государственной власти) участвуют около двадцати человек. Однако в ситуации, когда центральная власть теряет контроль над юго-востоком страны (от организованной там спецоперации пока мало толку), перспективы проведения выборов на этой территории выглядят сомнительными. Переносить голосование, назначенное на 25 мая, власти отказываются, хотя и признают, что некоторые города могут его бойкотировать.
Досрочные выборы на Украине были назначены в конце февраля, после свержения президента Виктора Януковича. Легитимность этих выборов изначально вызывала сомнения (Януковича отстранили от власти в обход конституционной процедуры импичмента), но «революционную» власть это особенно не смущало. Казалось, что после разгрома прежнего режима проведению выборов мало что может помешать.
Всего за пару месяцев, однако, ситуация кардинально изменилась. От Украины откололся Крым, а на юго-востоке развернулось пророссийское движение под лозунгами федерализации (или присоединения к России) и бойкота нового украинского руководства. В нескольких областях активисты объявили о создании «народных республик» и анонсировали референдумы о самоопределении.
В конце апреля временный президент Украины Александр Турчинов признал, что власть не контролирует часть Донецкой области, а результаты проводящейся там антитеррористической операции оставляют желать лучшего (как выразился Турчинов, силовые структуры в Донецкой, а также соседней Луганской области демонстрируют «бездействие, беспомощность и преступную измену», а антитеррористические мероприятия оказываются «малорезультативными»).
Хотя официально АТО продолжается, фактически на востоке хозяйничают вооруженные ополченцы, которых в Киеве считают «российскими наемниками». Новые здания захватываются при незначительном сопротивлении со стороны силовых структур (в Луганске, где на днях захватили областную администрацию, охранявшие ее силовики, как сообщалось, надели георгиевские ленточки и перешли на сторону захватчиков).
«Антитеррористическая операция превратилась в фарс, — констатирует руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук. — Высшее руководство "сливает" все, что может». По его словам, личный состав силовых структур, задействованных в операции, готов нейтрализовать «экстремистов», но четких приказов не получает: «наоборот, в случае достижения тактических успехов, вместо их закрепления по непонятным причинам следует приказ на отвод сил» (в прессе обсуждалась версия, что дестабилизация может быть выгодна Юлии Тимошенко, соратники которой находятся во власти; по этой версии, экс-премьер может быть заинтересована в срыве выборов, на которых социологи предсказывают ей поражение, а волнения на востоке страны как раз создают для этого — срыва выборов — основания).
На сегодняшний день, как признал бывший глава МВД Украины, один из лидеров «Евромайдана» Юрий Луценко, «пути восстановления украинской власти на Донбассе без жертв уже нет». Правда, даже применение силы успеха не гарантирует. Определенные аналогии можно провести с действиями прежней украинской власти, которая после нескольких месяцев противостояния с «Евромайданом» решилась на силовую операцию (обернувшуюся жертвами с обеих сторон), но остановить «революцию» так и не смогла.
Если ситуация на Донбассе не изменится, то выборы там, как отмечает руководитель «Информационного сопротивления» Тымчук, будут сорваны. Представители самопровозглашенной «Донецкой народной республики» уже пообещали бойкотировать голосование.
Несмотря на это, власть официально заявляет, что о переносе голосования не может быть и речи. Позиция, которую занял официальный Киев, сводится к тому, что президентские выборы на Украине пытается сорвать Кремль и уступать в этом вопросе ни в коем случае нельзя (как выразился депутат от правящей «Батькивщины» Андрей Дубовой, «выборы не будут сорваны, если даже Россия объявит войну Украине»). Установку поддерживает и украинский ЦИК: там заявляют, что даже введение ЧП в одном из регионов страны выборам не помешает (в парламент Украины недавно внесли законопроект, который позволяет проводить выборы в условиях чрезвычайного и даже военного положения). По словам заместителя главы ЦИКа Андрея Магеры, «даже если будет работать один избирательный участок, на котором проголосует 51 процент избирателей, — президентские выборы будут действительными».
Как пояснил глава МВД Арсен Аваков в интервью русской службе «Би-Би-Си», избирательные участки будут созданы по всей стране, но проводить выборы «под автоматом» власть не собирается, отдельные населенные пункты могут голосование бойкотировать. «Те города, которые не хотят в этом участвовать, — они определяют свою долю сами, — заявил министр. — Они сами решили, чего они хотят. Но это не отменит выборы по всей стране». «Там, где реально можно провести, там выборы будут проведены, — добавил он. — Там где нет – ну, есть общее законодательство…»
Результатом бойкота голосования на востоке (даже в отдельных населенных пунктах), правда, может стать девальвация выборов как таковых и снижение легитимности будущего президента. Выборы уже фактически сорваны в Крыму, который Украина продолжает считать своей территорией. В дальнейшем это, пусть и в меньшем масштабе, может повториться в Донбассе. Можно ли будет после этого утверждать, что победитель выборов действительно представляет Украину?
Политический вес президента, за кресло которого идет борьба на Украине, может быть снижен и по другой причине. В ситуации, когда Юлию Тимошенко, если верить социологам, ожидает лишь второе место (ее рейтинг, согласно опросам, в несколько раз ниже, чем у предпринимателя Петра Порошенко, которого считают фаворитом), ее сторонники во власти предлагают в очередной раз изменить конституцию, ограничив президентские полномочия. Сама Тимошенко при таком сценарии, как предполагается, могла бы занять должность премьера, получив реальную власть.
Концепцию конституционной реформы на днях представил премьер-министр Украины, глава политсовета возглавляемой Тимошенко «Батькивщины» Арсений Яценюк. Среди прочего, как отмечает «Сегодня», она предусматривала «лишение президента возможности влияния на судебную власть», а также изменение порядка выдвижения кандидатур на должности министров обороны и внутренних дел (право выдвижения кандидатур предлагалось передать от президента главе правительства).
Президент, как пояснил соратник Тимошенко, «не должен представлять никакой ветви власти», его задача должна заключаться в том, чтобы «балансировать государственную власть и не давать никому возможности ее монополизировать». Проект соответствующих поправок в конституцию Яценюк попросил депутатов подготовить до 25 мая.