Московские выпускники, сдававшие 26 мая ЕГЭ по литературе, в массовом порядке подали апелляции на результаты экзамена. Оценки оказались заметно ниже прошлогодних и даже ниже тех, что были получены в ходе пробных ЕГЭ, которые школьники писали в течение учебного года. Вместе с тем в этом году изменилась система рассмотрения апелляций. Теперь выпускники не имеют возможности обсудить свою работу в апелляционной комиссии. Их просто ставят в известность, что жалоба рассмотрена и члены комиссии не нашли оснований для повышения оценки. Эксперты склоняются к мысли, что таким способом Минобрнауки пытается сократить количество москвичей в гуманитарных вузах. В Рособрнадзоре между тем заявляют, что им ничего неизвестно о занижении баллов.
По словам родителей и учителей, ситуация сложилась непонятная. Победитель олимпиад, в течение года писавший пробные тесты не меньше чем на 90 баллов, на ЕГЭ получает всего 63, не дотянув даже до 70-балльного порога, гарантирующего ему поступление в профильный вуз. С одной стороны, от неудачи на экзамене никто не застрахован, даже победитель Всероссийской олимпиады. Но в Москве в этом году таких неудачников что-то многовато.
Известный преподаватель, учитель литературы Елена Вигдорова отмечает, что по сравнению с прошлым годом все оценки московских детей снижены на 13-15 баллов.
«Я просмотрела много работ как за прошлые годы, так и в этом году, — рассказала она «Ленте.ру». — Могу определенно говорить о том, что, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, работы по литературе в этом году оценивались ниже прошлогодних. И ниже ожиданий. Выпускники могли примерно представить себе, на сколько баллов они могут рассчитывать. Ведь в течение года они пишут так называемые диагностические работы, аналогичные ЕГЭ. Их присылают из Института педагогических измерений и проверяют эксперты, а не свои учителя. Так что ребята, которые получают за эти пробные ЕГЭ выше 90 баллов, имеют основания считать, что хорошо подготовлены, и надеяться на высокий балл. И уж точно они не ожидают, что напишут ЕГЭ на 69 баллов и меньше. Но в этом году многие московские дети получили на ЕГЭ оценки ниже промежуточных именно по литературе. Даже многие победители всероссийских и университетских олимпиад, которые не могут сдать экзамен меньше чем на 70 баллов, не преодолели этот рубеж».
Главный редактор газеты «Литература», учитель русского языка и литературы столичной школы номер 57 Сергей Волков тоже считает, что московским школьникам оценки сильно занизили. «Это факт. Эти ребята хорошо выступали и на московских, и на всероссийских олимпиадах, — заявил «Ленте.ру» Волков. — То, что они получили на итоговых экзаменах, не соотносится с тем, что они получили на подготовительных. Более того, эти результаты не соотносятся с результатами ребят такого же уровня из регионов. Результаты ребят из регионов на десятки баллов выше, чем у москвичей. Там есть и стобалльники, и те, у кого по 90 баллов. В Москве ребята этого же уровня, которые хорошо проявляли себя на олимпиадах, получили более низкие оценки. Это притом что столица в этом году выступила очень хорошо на олимпиадах».
Но занижение баллов только часть проблемы. В этом году изменилась система апелляции. В прошлом году, по словам Елены Вигдоровой, дети приходили на апелляционную комиссию подготовленными и в очной беседе с членами комиссии защищали свои тезисы и выводы. Это важно, так как экзамен по литературе достаточно субъективен. В отличие от заданий по математике или по русскому языку, где оценка зависит от единственно верного ответа, литература предполагает элемент творчества. Критериями оценки тут служат, например, глубина понимания материала и достаточная опора на текст. У каждого эксперта может быть свое понимание глубины и достаточности. Зачастую члены комиссии соглашались с аргументами выпускников и повышали оценку, выставленную их коллегами при проверке заданий.
В этом году никаких обсуждений не было, и, как рассказала Елена Вигдорова, те люди, которые объявляли школьникам результаты повторной проверки, не имели права повышать оценку. «Некоторым прибавляли один-два базовых балла, которые давали прирост общего результата на пять-десять баллов, — говорит преподаватель. — И, как ни пытались выпускники донести до членов комиссии свои возражения и объяснения, им объясняли, что ничем более помочь не могут. Единственное, что им оставалось, — это обратиться к председателю городской экспертной комиссии Елене Чернышевой, которая принимала школьников с девяти утра и до полуночи. В очень корректной и вежливой форме она объясняла детям, что они молодцы и их работы хорошие, и в редких случаях поднимала оценку на один-два балла, утешая, выпускников тем, что они могут поступить в другой вуз или на следующий год. Выглядело все это несколько оскорбительно».
Ирина, чей сын сдавал в этом году ЕГЭ по литературе и, несмотря на победы в олимпиадах, не смог набрать 70 баллов, считает, что оценки по этому предмету крайне субъективны. «На апелляционной комиссии говорят, что в сочинении нет ссылок на источник, — говорит Ирина. — Как же так, спрашиваем мы, вот же цитаты. А нам говорят — нет, это не цитаты, а пересказ. А потом председатель комиссии убеждала нас, что слово «принцип», употребленное дважды в соседних предложениях, считается грубой речевой ошибкой. Это притом что между этими словами еще примерно пять строк текста. Вот такие грубые ошибки нашлись практически у всех, и практически все, сдававшие литературу, а это примерно тысяча человек, подали апелляции».
Сергей Волков не может объяснить, с чем именно связана эта ситуация. По его мнению, она тем более странная, что с ЕГЭ по русскому языку такой тенденции не прослеживается. «Возможно, это какая-то особая, странная позиция московских проверяющих, — предполагает Волков. — Если они ставят таким детям ниже 70 баллов, то они блокируют им поступление в профильный вуз. Выпускники не могут воспользоваться своей льготой победителя олимпиады. Рособрнадзор устроил честные экзамены. Зачем же вводить драконовские проверки? Понятно, что в литературе оценка всегда носит субъективный характер. Этими баллами можно крутить туда-сюда. К тому же в регионах по-разному понимают, что такое 100 баллов. Они ориентируются на тот уровень, который есть у них. Но Москва в этом году как-то палку перегнула. Надо обязательно посмотреть и проанализировать результаты победителей всероссийских олимпиад на ЕГЭ. Московский департамент образования должен проанализировать ситуацию.
По мнению Елены Вигдоровой, в этом году московских школьников почему-то наказали. «Московские дети ничем не лучше и не хуже детей из других регионов. Но в других городах, насколько мне известно, результаты ЕГЭ не отличались от тех, что были получены на пробных тестах. А в Москве почему-то не так. И самое обидное, что это коснулось примерно пяти процентов выпускников, которые сдают ЕГЭ по литературе, но это те дети, которые поступают в гуманитарные вузы. Я думаю, что это удар по интеллигенции. Возможно, сознательный, потому что таких случайностей не бывает. Кто-то сдает экзамен лучше, кто-то — хуже, но вся Москва не могла поглупеть за последние несколько месяцев. С московскими детьми в этом году произошла очень некрасивая история».
В Рособрнадзоре волнений вокруг результатов ЕГЭ по литературе не разделяют. Как заявил «Ленте.ру» глава ведомства Сергей Кравцов, апелляции были в прошлом году и в этом году их не больше и не меньше. «Что касается занижения баллов, то у меня нет такой информации, — говорит Кравцов. — Надо понимать, что родители и учителя могут давать необъективную информацию. Понятно, что они надеялись на более высокую оценку, но у нас нет данных, что именно в этом году массово занижались баллы. Если есть конкретные примеры, то надо обращаться к нам в Рособрнадзор. Назовите фамилию, предоставьте конкретную работу, и мы еще раз сами ее перепроверим и дадим оценку. У нас есть Федеральная предметная комиссия, которая готова эти работы поднять и пересмотреть. Но, еще раз повторюсь, пока мы не располагаем такими фактами».
В столичном департаменте образования ситуацию не прокомментировали.